постройки домов-небоскребов, но и с их технической эксплоатацией. В верхние этажи не надо носить дрова для отопления - рабочие руки в эпоху капитализма считаются дорогими и техника стремится их заменить механи
ческими установками. Так, все эти дома—трубы крыш говорят нам об этом — с центральным отоплением, дающим большую экономию и в топливе, и на рабочих руках.
Постройка доходного дома—обычный способ извлечения ренты из городской земли.
В видимых нами домах живут люди средней зажиточности, представители городской мелкой буржуазии: учителя, адвокаты, доктора, приказчики и доверенные торговых фирм, некрупные торговцы. Квартирная плата, извлекаемая владельцами домов, крупными капиталистами и акционерными обществами, тяжелым бременем ложится на бюджет квартирантов. В дореволюционной Москве конца XIX, начале XX в., когда построены эти дома, на квартиру. шло
около трети всего бюджета семьи. Отсюда стремление мелкой городской буржуазии освободиться от эксплоатации крупного капитала путем создания кооперативных домов (дом А; 11 по 1-му Ильинскому пер. ), в которых жилец квартиры был бы и ее хозяином. Вид в сторону
Замоскво
речья.
Обернемся назад. Переулок спускается под

гору, и рельеф местности делает наш пейзаж

менее однообразным. Так как, благодаря этому рельефу, мы смотрим с высоты на более низкую часть города, то в нашем новом пейзаже много неба. Но много и города, осо
бенно в плоскостном заднем его фоне. Двухэтажный дом Лесного переулка, в который упирается 2-й Ильинский, сливается с корпусами фабрики Эйнем на Берсеневской набе
режной и далее с трубами фабрики Голутвинской мануфактуры в Замоскворечьи.