Жесткие корпуса фабричных зданий, сухой рисунок их окон и труб производят то же давящее чувство города, что и корридоры доходных домов. Созданные эпохой капитализма эти фабричные корпуса также утилитарно скучны, также ставят лишь одну цель—приумножение капитала; и поэтому их формы далеки от искусства, деловиты и унылы. И ра
дует глаз во всем этом пейзаже небольшое кривое деревцо под горкой, около левого тротуара.
Вся сумма впечатлений, пройденной нами экскурсии имеет своим об‘ектом Москву на рубеже XIX и XX столетий, Москву капиталистическую.
Пейзаж из Обыденного переулна.
Но сделаем 20 шагов вперед и дойдя до угла
Обыденного пер., взглянем налево: впечатление исключительной силы.
В рамке двух скучных доходных домов Обыденного переулка, благодаря рельефу местности на далеком—третьем плане, мы видим группу кремлевских соборов, башен и стен Кремля, храм Василия Блаженного—словом, средневековую Москву. И не знаешь, когда этот пейзаж лучше, в яркий ли солнечный день, когда так выразительна группировка его архитектурных масс, так живописен блеск золота его глав; или в серый осенний день, когда все это скорее силуэт исключительно богатого рисунка, когда Кремль—средневековая сказка, столь далекая от прозы города XX века.
Сделаем несколько шагов вперед*) и вглядимся в открывшеюся перед нами панораму.
Переулок идет вниз, упираясь в сквер Храма Спасителя. Эта волн&образная линия спуска и под ема очень сильно дает нам второй план пейзажа. Зелень кустов сквера летом, рисунок их ветвей ✓осенью—нижняя часть рамы картины
*) Дойдем до фонарного столба левого тротуара Обыденного пер.