измѣненномъ видѣ, по своему отношенію къ Исторіи и Археологіи, обращають на себя просвещенную пытливость соотечественниковъ и чужестранцевъ, какъ вѣрные признаки бытія и быта народовъ, зна
мения ихъ духа и степени образованности; «ибо памятникъ», по вы
раженію Митрополіта Филарета, «есть безмолвный проповѣдникъ,
«который въ нѣкоторомъ отношеніи «можетъ быть превосходнѣе говоря
«щаго; потому что не прекращаетъ «порученной ему проповѣди, и та«кимъ образомъ она доходитъ до «цѣлаго народа и до многихъ послѣ«довательныхъ родовъ.»
Имѣя въ виду одну монументальную исторію Москвы, ея археоло
гическую сторону, мы коснемся въ етомъ обзорѣ исторіи самаго города, только по отношенію ея къ исторіи художествъ, художниковъ и надписанныхъ и ненадписанныхъ памятниковъ, нѣкогда въ ней существовавшихъ и теперь существующихъ.
Какъ основная идея искуственныхъ произведеній отечественной древности есть вѣра и любовь къ отече
ству: то онъ представляются намъ священными, или церковными и па
мятниками государственной и на
родной жизни, или общественными и сѣмейными. Къ первымъ относят
ся церкви, монастыри, часовни, св. иконы, утвари церковныя, гробницы, колокола, и т. п.; къ другимъ, царскіе дворцы, общественныя и частныя
зданія съ ихъ принадлежностями, городскія стѣны, башни, бойницы, под
земные ходы, тайники или слухи,
ворота, пушки и пр. Сіи памятники суть произведения или зодчества, или живописи и ваянія, или литейнаго искусства. Ихъ матерія и механизмъ,
ихъ форма и значеніе, стиль и вѣкъ, подлинность и подражательность болѣе или менѣе входятъ въ составъ монументальной исторіи Москвы. Древняя столица сія съ своими окрестностями, съ многочисленны
ми зданіями и развалинами принад
лежитъ къ ненадписаннымъ памятникамъ разныхъ епохъ.
«Москва, какъ замѣчаетъ Ломоно«совъ, стоить на многихъ горахъ и
«долинахъ, по которымъ возвышен«ныя и униженныя стѣны и зданія «многіе города представляютъ, ко
«торые въ одинъ городъ соедини«лись.» (2) Подобно Риму и Византіи, она лежитъ на семи холмахъ; (а)
среди обширнаго амфитеатра господствуетъ надъ Москвою рѣкою Кремлевскій или Боровицкій холмъ.
Самыя названія урочищь служатъ живою номенклатурой мѣстоположенія Москвы, измѣненнаго во многомъ руками человеческими и временемъ, вмьстѣ съ тѣмъ указателями зародыша и постепеннаго развитія городской и государственной жизни. О гористыхъ мѣстахъ, нынѣ, по большей части, уравненныхъ, о гря
зяхъ, глинищахъ, пескахъ, ямаха, оврагахъ, или черторыяхъ (Черторье), напоминаютъ названія самыхъ урочищь; однь только оста
лись наименованія городищъ, полей,
полянокъ, кулижекъ, (малыхъ луговинъ при болотистыхъ мѣстахъ Васильевскаго луга), студенцова, прудовъ, напрудныхъ, сущевъ, или су
хощава, болота, лужниковъ: также месть, никогда составлявшихъ Острова (Вздвиженка), или покрытыхъ
мохомъ (Моховая), боромъ, вязникомъ (Вязки), соснякомъ (подъ Сосенками),
(2) Московскій Телеграфъ, 1828 г. № 6, стр. 121.