Средоточіемъ Москвы сначала сделалось урочище Боръ, или Боровичи, въ последствіи названное Городома, Кремлемъ, Кремникомъ. Издревле оно покрыто было боромъ, где, по пре
данiю, срублена изъ дубовъ первая церковь, доныне известная подъ именемъ Спаса на бору; близъ нея
на югозападе построена другая церковь, выдаваемая летописями за
первую каменную и соборную на Москве, Рождества Св. Іоанна Пред
течи подъ боромъ, у Боровицкихъ воротъ. Боровыя урочища встреча
ются и въ Беломъ городе: Успенье Божія Матери, или Гребенскія, на
бору, также за Москворечьемъ Св. Іоанна Предтечи пoдъ боромъ.
По примеру Бел. Князя Іоанна Калиты, раздѣлившаго городъ на трети между наследниками своими, въ половинѣ XIV века онъ раз
делялся на трети, изъ коихъ, какъ свидетельствуетъ духовная Вел. Кн. Димитрія Донскаго, одна только при
надлежала Великому Князю Василію, другая потомству Князя Владиміра Андреевича, а третья разделена ме
жду Князьями Юріемъ, Андреемъ и Петромъ. Третями управляли Наме
стники и Третники (9). Разделеніе на трети состояло въ томъ, что потягло къ городу, т. е. въ тамгѣ, мытахъ, перевозахъ, пошлинахъ и въ городной осадѣ, или что состояло въ ведомствѣ Наместника,Тіуна и судьи.
Осада же (Чешск. osada, Польск. osada), значила посадъ, селитьба,
слобода, сада. Отъ поселенія около города свободныхь, пользовавшихся свободою отъ некоторыхъ податей и повинностей, произошли свободы, или
(9) Собраніе госуд. грамотъ , ч. I, № 34, стр. 39, 41 и 56.
слободы (Пол. wolе). Для убежища и огражденія отъ нашествія враговъ были въ городе подъ защитою крепости осадные дворы, обнесенные плетнемъ и тыномъ.
Въ конце XIV века, Москва разделилась на Кремникъ, Посадъ, Загородъ и Зарѣчъе, где находились
участки разныхъ владетелей, такъ
что потомъ целыя улицы въ ней принадлежали удельнымъ Князьямъ, которые имели сады, городскіе и посадные дворы въ самомъ городе
и въ Загородье, какъ-то: сады Бутовь, за Неглинною Тереховъ, Чичаковъ, дворы Зворыкинъ, Игнать
евъ, Марьинъ, который и отказалъ Князь Владиміръ Андреевичь дѣтямъ своимъ (10).
Происхожденіе названія Кремль еще подвержено сомнѣнію. Кремля
ми назывались не только многіе Ве
ликороссійскіе, но и прежніе Татарскіе города; въ первый разъ являет
ся онъ въ Троицкомъ лѣтописцѣ, въ 1331 году, подъ именемъ Кремника, который и далъ поводъ Карамзину производить деревянный Кремль отъ
кремня. Какъ Таврида слыветъ Крымомъ, т. е. крепостью, по имени зам
ка, где жили Ханы: то и Кремль едва ли не однозначителенъ съ Крымомъ; (11) и Нѣмецкіе и Польскіе писа
тели, въ начале XVII века, называютъ ету часть Москвы Крыма-городомъ (Krymgroda, Cringorod). Съ етимъ
именемъ и предметомъ сходны также Кромны — вторый городъ въ Новго
роде на Софійской стороне между первымъ и третьимъ, третій городъ въ Пскове, сверхъ большаго и средняго, известный издревле подъ име
(10) Карамз. И. Г. Р. ч. V
(11) Вѣстникъ Европы, 1828 г. № 20.