ставить описаніе древнихъ памятниковъ въ Московской Губерніи.




Для приведенія въ исполненіе сего предпріятія, онъ отнесся къ Мо




сковскому Генералъ - Губернатору Князю Д. В. Голицыну. Сей вели




кодушный и просвѣщенный покровитель наукъ и художествъ, обратился къ Императорскому Обще




ству Исторіи и Древностей Россійскихъ о содѣйствіи къ составленію описанія Московскихъ памятниковъ, важныхъ или по древности, или по особо замѣчательнымъ происшествіямъ, какъ то: о монастыряхъ, церквахъ, домахъ, развалинахъ и т. п. Общество сіе, подъ предсѣдательствомъ Его Сіятельства ГраФа С. Г. Строганова, принявъ живѣйшее участіе въ етомъ делѣ, столь близкомъ къ цѣли его занятій, поручило своему Д. Члену Снегиреву составить планъ описанія означенныхъ древностей, который не только вполне одобрилъ




Его Сіятельство Князь Д. В. Голицынъ, но и пожертвовалъ значи




тельную сумму на изданіе ; ( 2) оно




было поручено имъ Гг. Ширяеву и Семену.




Таковы были побужденія къизданію въ светъ сей книги, посвященной древностямъ Кремля, Китая, Бѣлаго и Землянаго городовъ Москвы!




По отношению церковныхъ и гражданскихъ памятниковъ Московской древности и старины къ епохамъ


(2) Русскій историческій сборникъ, изд. обществомъ Исторіи и Др. Росс. т. IIТ, протоколы 4858, Апр. 15 и Окт. \.


Исторіи самой столицы и художествъ, признано за необходимое




начать описаніе первыхъ предварительнымъ очеркомъ монументальной исторіи города. Въ етомъ введеніи представленъ бѣглый обзоръ внѣшняго и внутренняго состоянія Москвы въ каждую епоху, изложены свѣдѣнія о художествахъ, отечественныхъ и иностранныхъ художникахъ и памятникахъ, не столько по пер




венству самихъ искусствъ, сколько по ихъ значенію, появленію, употребленію и обработыванію; ибо характеромъ художествъ определяется характеръ епохи и историческое ихъ начало, развитіе, или упадокъ отъ вліянія внѣшнихъ и внутреннихъ причинъ. Сообразно съ цѣлію и предметомъ сего сочиненія, предѣломъ древности Москвы поставле




но начало преобразованія Россіи и основаніе новой столицы, а пределомъ старины царствованіе Елисаветы. Какъ нерѣдко одни и те же предметы встречаются въ разныхъ періодахъ: то и повтореніе оныхъ оказалось неизбижнымъ.




Къ етому введенію въ отечественную АрхеограФІю присоединено собраніе видовъ и плановъ Москвы съ XT по XYIII вѣкъ, въ коихъ для топограФІи искусства открывается объемъ и положеніе города въ разныя епохи.




При разнородности частей, входящихъ въ составь описанія древнихъ памятниковъ, они требуютъ разносторонияго разсмотрѣнія ; посему