в Коломне, можно думать, что первоначальный Успенский собор XIV в. был одноабсидным и имел сход
ство с Полоцко-Смоленскими храмами. Во второй половине XV в. Мышкин и Кривцов начали строить новый собор, гораздо более старого и подражая Суздальско-Владимирскому стилю, но их постройка рухнула. Фиоравенти не следовал ни тому, ни другому, возведя церковь „палатным образом , по выра
жению летописи. По желанию властей, Аристотель лишь одел свое сооружение в суздальско-владимирский наряд, да, повидимому, несколько играл в арха
ику, придерживаясь полуломбардского стиля раннего Возрождения.
Обширный храм представляет собою светлую залу, палаццо, в котором ничем не стесненное про
странство свободно облекает четыре круглых столба— колонны, когда-то имевшие фигурные капители. Мерность расстановки столбов и крещатые своды не находят себе подобия в древне-русской архи
тектуре. Этой же мерностью отличается деление
тонких стен сильно выступающими пилястрами на равные части с одинаковой их высотой, что опре
деляет горизонтальный момент. Как и следует из общего характера здания, абсиды почти не высту
пают вперед, не нарушая масс единого „палаццо . Душа архитектуры, масса и пространство разрешены здесь совершенно по-итальянски, в характере Ренес
санса, и нет ничего удивительного, что сущность здания нигде на Руси более не повторилась, не
смотря на многочисленные желания подражать Успенскому собору.
Стены внутри до сего времени несут на себе фрески XVII в., отчасти открытые под поздними записями. Иконостас сохранил до нашего времени