пость; в новом русском искусстве рядом с церковью преобладает сперва дворянская усадьба, затем купеческий особняк. Таким образом, историческая необходимость определила материал и иллюстрации.
Совершенно естественно, что в отношении новизны опубликования материала центр тяжести книги лежит не на Москве; однако введение очерка, посвя
щенного последней, является необходимым, чтобы моменты художественных явлений, наблюдаемых в городах Московской губернии, не оказались случайными, а связались бы в цепь логического развития, центром которого была Москва.
В отношении к территории Москвы приняты границы несколько более узкие, чем современные административные, поскольку некоторые из окраин еще не слились с городом в общую интегральную массу. В частности, опущено рассмотрение памятни
ков Тимирязевской Сельско-хозяйственной Академии, Останкина и проч., но Петровский дворец Петровского парка введен в обзор.
Все города Московской губернии, уездные и безуездные, вошли в книгу, если только их искусство
и их историческая судьба несут на себе печать города и если, конечно, в них есть достойные вни
мания памятники. Из монастырей упомянуты лишь слитые с городом и его жизнью; описание городских музеев опущено.
Большое количество иллюстраций должно ввести в интерес изложения и способствовать книге стать путеводителем для экскурсантов по городам, которые к тому же, будучи расположены нередко среди красивого ландшафта, с каждым годом все более и более становятся летними курортами.