Художники Художественнаго театра.


Давно, еще въ началѣ девяностыхъ годовъ, въ „Артистѣ“ я началъ мои очерки, посвященные критической оцѣнкѣ театральныхъ постановокъ, и впервые сталъ разсматривать ихъ, какъ рядъ непрерывно меняющихся движущихся картинъ. Но какъ только установлена была такая точка зрѣнія, такъ неизбежно явился и тотъ выводъ, что на сценѣ долженъ быть художникъ, создающій эти картины. Это не декорагоръ, который обыкновенно даже не интересуется тѣмъ, что, какъ, кѣмъ и въ какихъ костюмахъ будетъ разыгрываться на фонѣ его декораціи. Это не костюмеръ, который не заботится ни о чемъ,
кромѣ соотвѣтственнаго одѣянія каждаго даннаго персонажа и даже
не задумывается надъ тѣмъ, какую картину создадутъ его костюмы, въ каждомъ явленіи. Это не бутафоръ и даже не режиссеръ, въ томъ смыслѣ, въ какомъ это по
нималось двадцать пять лѣтъ тому назадъ, да и сейчасъ понимается въ громадномъ большинства театровъ.
Режиссеръ если и заботится о чемъ, то вовсе не сосредоточиваетъ сво
его вниманія на зрѣлищѣ, созидаемаго имъ представления. Это зрѣлище даже играетъ для него очень вто
ростепенную роль, а сплошь и рядомъ онъ даже не видитъ до по
слѣднихъ репетицій ни того, что пишутъ декораторы, ни того, что шьютъ въ костюмерной.
Да и можно ли требовать отъ каждаго режиссера, чтобы онъ обладалъ тѣмъ своеобразнымъ талантомъ, которымъ судьба надѣляетъ живописцевъ? Онъ можетъ быть очень талантливымъ руководителемъ труппы, можетъ отлично поставить любую сцену и совершенно не понимать требованій зрительной красоты, быть совершенно равнодушнымъ къ краскамъ и т. п.
Ясно, что на сценѣ необходимъ еще кто-то, а именно художникъ, который вмѣстѣ съ режиссеромъ создавалъ бы спектакль. Этотъ художникъ, можетъ быть, никогда самъ не напислъ ни одной декораціи,
не умѣетъ скроить ни одного костюма и не знаетъ, какъ владѣть электрическимъ прожекторомъ, но онъ создаетъ въ своемъ воображеніи готовую картину всего, что должно быть на сценѣ въ каждый данный моментъ представленія, и умѣетъ эту картину воспроизвести изъ актеровъ, ихъ костюмовъ, реквизита, декораціи и освѣщенія.
Если такой художникъ можетъ все это набросать красками на бумагу - прекрасно, но если онъ и ничего не въ силахъ нарисовать — не бѣда. Онъ долженъ только создать все въ своемъ воображеніи, видѣть передъ собою все это какъ бы осуществленнымъ, умѣть вдохновить декоратора, костюмера и пр. и руководить ими въ ихъ работѣ.