скаго холма оказалось тѣснымъ; великокняжескій дворъ пришлось перемѣстить далѣе къ востоку, гдѣ и была выстроена вторая въ Москвѣ церковь Спаса на Бору.


Въ XIV вѣкѣ Великій князь Иванъ Даниловичъ Калита (1328—1341) значительно расширилъ свой дворъ, вмѣсто деревянной церкви Спаса на Бору выстроилъ каменный храмъ и перенесъ къ нему монастырь изъ села Данилова. Принимая во вниманіе почти монашескій образъ жизни


этого князя, надо думать, что дворецъ при немъ былъ еще неболыиихъ размѣровъ и отличался простотой убранства.
Въ концѣ XIV и началѣ XV вѣка, при Дмитріи Іоанновичѣ Донскомъ (1363—1389) и сынѣ его Василіи Дмитріевичѣ (1389 —1425), великокняжескій дворецъ былъ уже гораздо обширнѣе и отличался нѣкоторымъ великолѣпіемъ. Крыша набережнаго терема была вызолочена, а на дворѣ поставлены часы1. У князя «на сѣняхъ» былъ выстроенъ каменный храмъ во имя св. Благовѣщенія, а на княгининой половинѣ каменная же и «зело чудная


церковь во имя Рождества Богородицы. Мѣстоположеніемъ этихъ великокняжескихъ домовыхъ церквей, оставшихся и теперь на прежнемъ мѣстѣ, опредѣляются размѣры дворца того времени.


Что касается устройства дворца, то онъ, какъ и всѣ древнерусскія великокняжескія и боярскія хоромы, не
1. «Въ лѣто 6912 (1404), говоритъ лѣтописецъ, Великій Князь замысли часникъ и постави е на своемъ дворѣ за церковью за св. Благовѣщеніемъ. Сей же часникъ наречется часомѣрье; на всякій же часъ ударяетъ молотомъ въ колоколъ, размѣряя и расчитая часы нощные и дневные; не бо человѣкъ ударяше, но человѣковидно, самозвонно и самодвижно, страннолѣпно нѣкако створено есть человѣческою хитро
стью, преизмечтано и преухищрено. Мастеръ же художникъ сему бѣяше нѣкоторый чернецъ, иже отъ Святыя Горы пришедый, родомъ Сербинъ, именемъ Лазарь; цѣна же сему беяше вящьше полувтораста рублевъ.»