ГЛАВА ПЕРВАЯ


Переломъ въ религіи и въ нравахъ.


Гомеровскія произведенія рисуютъ намъ лишь начатки городской жизни. Увеличеніе плотности населенія и раздѣленія труда, и въ результатѣ, стеченіе болыиихъ массъ народа въ городахъ, значеніе которыхъ растетъ съ каждымъ годомъ,— все это, безъ сомнѣнія, главные факторы дальнѣйшей эволюціи. Широкое развитіе городской жизни оказываетъ свое вліяніе въ моральномъ и религіозномъ отношеніяхъ. Соціальные инстинкты, коренящіеся въ семейныхъ чувствахъ и обнаруживаюпіде свое вліяніе въ героическую эпоху внѣ узкаго круга кровнаго родства только тамъ, гдѣ они основываются на отношеніяхъ личной вѣрности, захватываютъ теперь область болѣе широкую. Соціальная мораль достигаетъ гораздо большей силы, когда она медленно съ преодолѣніемъ многочисленныхъ препятствій постепенно распространяется на широкіе круги лю
дей. Правда, пропасть, раздѣляющая враждующія сословія, очень велика, партійная ненависть исключаетъ повидимому всякое общеніе между борящимися сторонами. Необузданная ненависть мегарскаго аристократа Ѳеогнида доходитъ до того, что онъ хочетъ „пить темную кровь“ своихъ недруговъ (вторая половина шестого столѣтія), а гомеровскіе герои хотятъ „сырьемъ поѣсть“ тѣла своихъ враговъ. И партійный духъ настолько владѣетъ умами, что въ поэтическихъ произведеніяхъ того же Ѳеогнида слова „ хорошо “ и „дурно означаютъ не моральную цѣнность, а служатъ исклю
чительно для обозначенія двухъ боряіцихся между собой сословій. Но нашъ взоръ не долженъ сосредоточиваться исключительно на томъ, что раздѣляетъ людей. Вниманія нашего заслуживаете и объединяющая ихъ связь, которая постепенно крѣпнетъ.