Подготовительный періодъ въ исторіи




письма.




Передача мыслей при помощи предметовъ, узловъ,




раковинъ и нарѣзныхть палочекъ.


Изъ предыдущаго очерка читатели могли убѣдиться въ томъ, какое огромное значеніе имѣло и имѣетъ письмо во всемірной исторіи человѣческой культуры. Но если высокое культурное значеніе письма не подложить сомнѣнію, то тѣмъ интереснѣе, тѣмъ поучительнѣе должно быть для насъ его историческое развитіе. Въ самомъ дѣлѣ, какимъ образомъ удалось человѣку изобрѣсть это важное искусство, и кому
именно принадлежитъ великая честь этого мудраго изобрѣтенія? Егип
тяне, вавилоняне и другіе древніе народы не могли себѣ представить,
чтобы это искусство было изобрѣтеніемъ обыкновеннаго смертнаго, и смотрѣли на письмо, какъ на даръ, ниспосланный богами, и только внослѣдствіи стали приписывать нзобрѣтеніе письменъ финикіянамъ,—семи
тическому народу, жившему нѣкогда на восточномъ берегу Средиземнаго моря. Но, во всякомъ случаѣ, кто бы ни изобрѣлъ алфанитную систему, финикіяне или какой-нибудь другой народъ, несомнѣнно одно, что это изобрѣтеніе не далось человѣку сразу. То письмо, которымъ мы пользуемся въ настоящее время, уже давно потеряло свою первоначальную форму и досталось намъ, какъ наследство, переходившее черезъ тысячи поколѣній и подвергавшееся тысячамъ измѣненій. Искусство письма проходило всевозможныя ступени развитія, прежде чѣмъ оно достигло своего полнаго совершенства и прежде чѣмъ удалось додуматься до того простѣйшаго способа, которымъ располагаетъ современное человечество.
Было, конечно, время, когда люди не только не знали письма, по даже и не думали о возможности его существованія. Въ то время, внрочемъ, и не было потребности въ этомъ искусствѣ. Люди вели совершенно независимую другъ отъ друга жизнь, жили небольшими семьями или группами, не пмѣли никакихъ общественныхъ дѣлъ и интересовъ,. а потому вполнѣ обходились своей устной рѣчью для взаимнаго пониманія. Если у нихъ случайно и возникали какія-либо общія дѣла, то они велись