путемъ непосредственныхъ сношеній, слѣдовательно, путемъ лпчныхъ п словесныхъ переговоровъ. Но съ теченіемъ времени, по мѣрѣ размноженія человѣческаго рода и постепеннаго ослолсненія самой жизни, otho
шенія между людьми становились все сложнѣе и сложиѣе. Люди уже не жили отдѣльными семьями, а составляли дѣлые племена и пароды,
повсюду стала развиваться усиленная борьба за существование, и во имя этой борьбы людямъ гораздо чаще приходилось имѣть между собою всевозможный столкновенія. Тогда постепенно стали возникать и разви
ваться общественные интересы: люди сообща стали изыскивать средства для предотвращенія у себя всевозможныхъ несправедливостей и преступленій, а иногда приходилось имъ соединяться, чтобы общими силами защищать себя отъ хищническихъ набѣговъ сосѣднихъ народовъ. Словомъ, съ теченіемъ времени сношенія между людьми стали до того часты и до того разнообразны, что ограничиваться одною только устною рѣчью для взаимнаго пониманія не всегда было возможно. Устною рѣчыо можно было пользоваться лишь въ непосредствепныхъ сношеніяхъ, а между тѣмъ бывали случаи, когда люди не имѣли никакой возможности лично видѣться другъ съ другомъ для словесныхъ переговоровъ. Вотъ почему еще съ самыхъ древнѣйшихъ временъ люди дѣлали всевозможныя попытки найти себѣ, кромѣ языка, еще какое-нибудь другое средство для передачи своихъ мыслей и желаній. Единственный путь предста
влялся человѣку наиболѣе легкимъ для достиженія этой дѣли, это— воспользоваться окружающими его предметами и при помощи нихъ условно выражать всевозможныя понятія. Для этого первобытному чело
веку не надо было обладать особой изобрѣтательностью; такой способъ выраженія понятій долженъ былъ казаться ему вполнѣ естественнымъ, такъ какъ каждый предметъ, съ которымъ ему постоянно приходилось имѣть дѣло, въ его у мѣ и безъ того неразрывно былъ связанъ съ опредѣленнымъ понятіемъ.
Еще до возникновенія сознательной потребности въ выраженіи мыслей при помощи предметовъ, люди очень часто пользовались послѣдними, какъ пособіемъ для памяти. Курганы и камениыя плиты надъ могилами умершихъ были для первобытнаго человѣка вполнѣ понятными знаками, были «памятниками» въ настоящемъ смыслѣ этого слова. Подобные памятники были, конечно, не больше, какъ простые знаки, и
могли напомнить человѣку только о томъ, что ему уже раньше было извѣстно, или о томъ, что въ связи съ ними ему было устно сообщено. Но зато съ теченіемъ времени подобные знаки стали пріобрѣтать самостоятель
ное значеніе, такъ какъ, благодаря всеобщему соглашенію. пли въ силу стремленія къ подражанію, они разъ навсегда стали обозначать опредѣленныя попятія, и такимъ образомъ каждый знакъ получилъ свой смыслъ и содерзканіе. Плетни и деревянныя ограды, устраиваемыя первобытными людьми вокругъ ихъ недвижимой собственности, были, конечно, знаками для