какъ посредницы торговыхъ оборотовъ сѣверо-востока съ юго-западомъ, способствовало присоединеніе къ ней другихъ городовъ и селеній и льготы новопоселенцамъ. Между тѣмъ какъ въ юго-западной ея части находилось мѣстопребываніе тѣхъ и другихъ, въ сѣверо-восточной татары владѣли участками земли: тамъ были конюшенный дворъ Хана и подворье баскаковъ, иди приставовъ, соглядатаевъ дѣйствій великокняжескаго двора.




Въ началѣ 1346 года построенъ дубовый городъ, т. е. стѣны съ бойницами и воротами, изъ которыхъ главныя, въѣздныя тогда были Боровицкія, или Предтеченскія, потомъ Флоровскія, что нынѣ Спасскія. Въ кон




цѣ XIV вѣка Москва уже состояла изъ города, или дѣтинца, посада и зарѣчья. Калита раздѣлилъ ее, по числу своихъ сыновей, на три трети,




которыя пошли въ наслѣдство, какъ отчины, и управлялись намѣстниками и третниками, такъ что цѣлыя улицы, дворы, сады, села, поля, луга и участки земли принадлежали, одни въ городѣ, другіе въ посадѣ и зарѣчьяхъ, удѣльнымъ, окупнымъ и служивымъ князьямъ и боярамъ. Въ каждой трети были свои осадные дворы, мытныя избы, конскія площадки. ГІо соединеніи двухъ третей, осталась одна Владиміра Андреевича, въ ко




торую входили, кромѣ его двора въ самомъ городѣ, села на Кулишкахъ, Кузнецкая слободка на Неглинной, Новинское, большой дворъ на Трехъ горахъ. Поселенные во Владиміровой трети садовники, псари, бараши, или шатерники, конюхи, кузнецы дали прозваніе тѣмъ урочищамъ, которыя были ими занимаемы. Въ послѣдствіи трети, вмѣсто государственнаго, получили административное значеніе, какъ части города. Съ учрежденіемъ святительскаго двора стали появляться владычнія и монастырскія подворья.




Калита заботился о распространении своихъ владѣній, о населеніи своей отчины Москвы и умноженіи своихъ доходовъ.




Кромѣ немногихъ каменныхъ церквей, все строеніе въ городѣ было деревянное. Въ 1354 году тамъ сгорѣло 13 церквей. Тогда при церквахъ хоронили на погостахъ, огороженныхъ тыномъ; онѣ отдѣлялись площа




дями; древнѣйшая изъ нихъ была Ивановская, такъ названная отъ церкви св. Іоанна Лѣствичника подъ колоколами; на мѣстѣ ея въ послѣдствіи