специальные посольства с тем, чтобы объяснить им всю тщету надежд на сближение с Москвою. Совершенно справедливо поляки указывали на непримиримое отношение русских к папе и католичеству и на несбыточность союза с Москвою против
турок. Так же, как и ганзейцы, поляки боялись военного усиления Москвы и раскрывали перед папою те опасности, какие грозили бы Европе в случае чрезмерного усиления мос
ковского великого князя. Таким образом, благодаря интригам Шлитте, пред Европой впервые конкретно стал вопрос о „рус
ской опасности и о необходимости вести в отношении Москвы политику изоляции и репрессий. Как император, так и папа насторожились и на все те предложения союза и тесного сближения, какие Шлитте делал облыжно от имени Грозного, онц отвечали или уклончиво, или же прямым отказом. Ган
зейские же и ливонские города твердо усвоили манеру не пропускать через Московскую границу ни людей, которые могли бы „цивилизовать Москву, ни товары, которые могли бы усилить боевую мощь московского государя. Москва проте
стовала против этой политики ливонских властей; в 1551 году она грозила им даже войною, если они будут стеснять на границах русскую торговлю и задерживать едущих в Москву иностранцев. При таких условиях русским оставалось всеми способами добывать нужных им техников помимо гласных и официальных путей, и наиболее удобным обходным путем, повидимому, они считали Данию, под флагом которой можно было провозить с меньшим риском необходимых людей и грузы. Любопытен в этом отношении один случай, когда Москва получила необходимого специалиста именно от Дании. В 1535 году в войне с Литвою Москва впервые узнала прием штурма крепости посредством подкопа, мины: именно в этом году литовские войска взяли у Москвы город Стародуб с помощью „подкопа по подземелию ко граду“. Московский гар
низон Стародуба погиб потому, что „того лукавства подкопывания не познали, что наперед того в наших странах не бы
вало подкопывания“. В Москве решили перенять и усвоить „лукавство подкопывания“ и ко времени взятия Казани (1552) уже имели у себя в войсках „немчина хитра, навычна град