скоро долженъ буду выйдти изъ этой жизни». Спустя 4 мѣсяца и 17-ть дней послѣ закладки храма, Святитель скон
чался и ноложенъ въ неоконченной церкви, въ каменномъ
склепѣ, собственными его руками устроенномъ. Успенскій же соборъ оконченъ чрезъ 7 мѣсяцевъ послѣ его смерти и освяіценъ Прохоромъ, епископомъ Ростовскимъ, и новымъ митрополитомъ Ѳеогностомъ, который, предузрѣвъ будущую славу дома Калиты, не перенесъ обратно въ древній Владиміръ каѳедру святительскую, только-что основанную, а оста
вилъ оную въ Москвѣ, къ неудовольствію другихъ удѣльныхъ князей, которые предвидѣли, что наслѣдники Іоанновы, имѣя у себя главу духовенства, захотятъ исключи
тельно присвоить себѣ и великокняжеское достоинство. Такъ и случилось, къ счастію Россіи. Въ то время, когда Россія достигла въ высшей степени бѣдствія, видя лучшія свои области отторженными Литвою, всѣ другія истерзанныя Мон
голами,—въ это самое время началось ея государственное возрожденіе, и въ городкѣ такъ маловажномъ созрѣла мысль благодѣтельнаго единодержавія, открылась мужественная во
ля порвать цѣпи ханскія, и съ тѣхъ, поръ мало-помалу, начали изготовляться средства къ независимости и государ
ственному величію Первосвятители же московскіе, до царствованія Петра Великаго шли рука объ руку съ Великими Князьями и имѣлн съ ними тѣсную связь какъ въ государственномъ, такъ равно и въ духовномъ правленіи. Даже по смерти ихъ видимъ: въ Архангельскомъ соборѣ гробницы царей и князей, а въ Успенскомъ—первосвятителей, какъ живой памятникъ неразрывнаго единенія и въ жизни, и по смерти.
Прошло 146 лѣтъ послѣ кончины святаго митрополита Петра, Успенскій храмъ Богоматери, по причинѣ ветхости и тѣсноты, при митрополитѣ Филиппѣ 1-мъ, съ соизволенія великаго князн Іоанна Васильевича, былъ разобранъ до ос