Основаніе Успенскаго собора.


Въ то время, когда въ сѣверной Россіи на нѣсколько десятковъ лѣтъ воцарилась тишина и миръ, Монголы перестали опустошать ея страны, довольствуясь только обыкновенною данью, тогда русскій народъ, какъ бы воскресшій, свободно началъ заниматься своими дѣлами: земледѣльцы могли спокойно трудиться на поляхъ, купцы—ѣздить изъ города въ городъ съ товарами, а князья и бояре, вложивши въ ножны мечъ, от
дыхали отъ ратныхъ дѣлъ. Въ это спокойное и тихое время, въ княженіе великаго князя Іоанна Даниловича Калиты,
внука Св. Александра Невскаго, Москва начала процвѣтать и увеличиваться постройками домовъ и церквей, каѳедра же митрополіи находилась во Владимірѣ, гдѣ совершался обрядъ
восшествія на Великороссійскій нрестолъ. Слѣдуя естественной привязанности къ родинѣ, Іоаннъ Даниловичъ для совершенія сего обряда не хотѣлъ ѣхать изъ Москвы во Владиміръ, такъ какъ здѣсь уже находилась каѳедра митрополіи *), ибо святый Петръ митроподитъ Кіевскій и всея Россіи, при неоднократномъ посѣщеніи Москвы, полюбилъ ея красивое мѣстоположеніе и добраго князя, къ которому питалъ особенную любовь за его добродѣтельную жизнь, и, пророческимъ духомъ предвидя, въ какую славу и благолѣпіе прійдетъ Москва, перенесъ каѳедру митрополіи изъ Владиміра въ Москву.
*) Карамзинъ, т. IV, пр. 282.