Вмѣстѣ съ построеніемъ первопрестольнаго храма во имя Успенія Божіей Матери начало исполняться пророческое слово великаго Первосвятителя Московскаго. Преемникъ его, митро
политъ Ѳеогностъ избралъ своимъ мѣстопребываніемъ Москвуt и слѣдовавшіе за нимъ митрополиты Всероссійскіе стали оби
тать также въ Москвѣ, неустанно содѣйствуя Московскимъ Государямъ въ устроеніи Русскаго царства. Вмѣстѣ съ тѣмъ Московскій Князь Іоаннъ Даніиловичъ получилъ утвержденіе въ великокняжескомъ достоинствѣ. Сохраняясь преемственно въ родѣ Іоанна Даніиловича, единодержавная власть Москов
скаго Князя возрастала и усиливалась и облеклась, наконецъ, царскою порфирою· дотолѣ маловажная и незначительная, Москва мало-по-малу возросла въ сильный и великій городъ, „ подчинила себѣ старинные города и области, ниспровергла владычество монголовъ и учинилась колыбелью Россійскаго величія и могущества.
Второе построение. Построенный Іоанномъ Даніиловичемъ храмъ во имя Успенія Богоматери существовалъ около 145 лѣтъ. По причинѣ ветхости и тѣсноты, къ тому же сильно поврежденный пожаромъ, онъ былъ разобранъ до основанія, при чемъ обрѣтены были нетлѣнными мощи Святите


лей: Ѳеогноста, Кипріана, Фотія и Іоны (мощи св. Петра были открыты и прославлены вскорѣ послѣ его преставленія).


На мѣстѣ разобраннаго храма, въ 1472 г. при митрополитѣ Филиппѣ I былъ заложенъ новый, болѣе обширный. Но уже доведенный до сводовъ, храмъ сей (въ маѣ 1474 г.) внезапно обрушился по причинѣ неопытности строившихъ его русскихъ мастеровъ.
Третье построеніе. Дабы случай сей не повторился въ будущемъ, а съ другой стороны—желая воздвигнуть храмъ, достойный считаться первымъ въ Российской державѣ,—Вели
кій Князь Іоаннъ III Васильевичъ пригласилъ для этой цѣли знаменитаго италіанскаго строителя Аристотеля Фіоравенти. Аристотель составилъ новый планъ предполагаемаго храма па