той эпохи: профессоров и ученых, как Грановский, Кавелин, Соловьев, Забелин, Шевырев, Крылов, Корш, Редкин, Морошкин и другие, литераторов различного направления, как Павлов и его жена, Кетчер, Тургенев, Лев Толстой, Катков, Леонтьев, сдавянофилы Хомяков, Юрий Самарин, Аксаковы, Киреевские,
видных государственных деятелей, как братья Милютины, и
тут же он изображает общий фон московской жизни той эпохи и быт ее великосветского общества. В итоге получается цель
ная картина той переходной эпохи, которая знаменовала собою глубокий кризис, пережитый Россией в середине прошлого столетия — развал крепостнического общества и зарождение на его развалинах общества буржуазного, кризис, нашедший себе выражение в литературном движении 40-х годов и завершившийся реформами 60-х годов.
Мировоззрение Чичерина всецело отразило собою ту бурную эпоху Sturm und Drang, с которой совпали его юношеские годы. Он пережил на себе волну новых за
просов, противоречий и исканий, которая охватила тогда все
мыслящее русское общество. „Воспоминания“ Б. Н. Чичерина тем и интересны, что с особенной рельефностью рисуют нам глубокую раздвоенность, переживавшуюся передовым представителем того класса, который под напором неизбежной не
обходимости, должен был отказаться от своего первенства в обществе.
Среда, из которой вышел Чичерин, была богатая дворянская среда,—„аристократическая“, употребляя любимое им слово. „Моя молодость протекла средь старого дворянского быта“,— говорит он сам. Он и рисует в первых двух главах своих „Воспоминаний“ этот „старый дворянский быт“, патри
архальный, веселый, изысканно-изящный 1. Уголок Тамбовской губернии, где протекли годы его детства, в соседстве с „Ма
рой“ Боратынских, с „Любичами“ Кривцовых, был один из типичных центров дворянской культуры, доживавшей блестя
щий век накануне своего падения. Усадьбы в европейском вкусе с английскими парками, с павильонами в готическом
1 Глава I. „Мои родители и их общество“; гл. II. „Мое детство . Эти
главы имеют выйти в одном из последующих выпусков „Записей Прошлого“.