Все эти повинности, поборы, дворянские привилегии глубоко возмущали крестьян. За последние пятьдесят лет перед революцией оскудевшие помещики особенно усердно
принялись взыскивать феодальные платежи: специально приглашенные ученые юристы рылись в дворянских архивах, раскапывая давно уже позабытые повинности.
Сверх того, крестьянину приходилось уплачивать от 1\12 до Чи урожая в пользу церкви („десятина ). Наконец, на него же падала главная тяжесть государственных налогов и повинностей.
Итак, перед революцией крестьянин находился как бы под двойным прессом: в качестве арендатора чужой земли приходилось платить все более и более высокую ренту, в качестве собственника платить в пользу ееньера, церкви и государства. По вычислениям, современников, крестьянство уплачивало в виде налогов своего чистого дохода.
При таких условиях крестьянин едва едва сводил концы с концами. Нечего было и думать об улучшении хозяйства. Деревня нищала с каждым год·, м. Неурожаи и голодовки были обычным явлением.
Важным подспорьем в крестьянском хозяйстве служили разного рода угодья, находившиеся в общинном владении сельчан: леса, выгоны, пустоши, луга, торфяные болота и т. и
Но за последнее столетие перед революцией большая часть общинных земель была захвачена сеньерами Наконец, мест
вые помещики и сельская буржуазия, переходившие от трехполья к более интенсивным системам хозяйства, огора живали свои поля. Между тем, среднее и мелкое крестьян
ство не могло, благодаря чересполосице, последовать при
меру богатеев. Но выделы хотя бы и немногих односельчан
уничтожали право выпаса после уборки урожая, право сбора соломы после жатвы и тому подобные общинные обычаи, за которые крепко держалась деревенская беднота.
Изнемогавшее под тяжестью всякого рода повинностей и поборов, оттесненное от пользования общинными землями, вынужденное терпеть всякого рода насилия и обиды со стороны привилегированных сословий и королевских чиновни
ков, крестьянство глухо волновалось. Отмены феодальных повинностей, церковной десятины, уничтожения неравномер
ности в обложении, возвращения сельским мирам отнятых у них земель—вот чего хотел крестьянин, уставший ждать и надеяться на „доброго короля . Крестьянская революция была неизбежна.
От деревни перейдем к городу. В конце 18 века Франция переживала еще период так-называемого торгового капитализма.· Крупные промышленные предприятия, соединив