или танцоровъ. Къ концу вѣка насчитывали въ Москвѣ до 20 частныхъ театровъ. Труппы кое-какъ обученныхъ актеровъ ставили не только драматическіе спектакли, но даже балетъ и итальянскую оперу. Лучшая труп
па, вмѣстѣ съ портными и парикмахерами насчитывавшая до 230 человѣкъ, была въ Кусковѣ у гр. Шереметева. Декораціи, костюмы и бутафорія выписывались изъ Франціи. Искусство шереметевскихъ актеровъ слави
лось по всей Россіи, и серьезная постановка дѣла выдѣляетъ шереметевскую труппу изъ обычнаго типа крѣпостныхъ театровъ. Почетной извѣст
ностью позднѣе пользовалась драматическая труппа Столыпина, дававшая представленія, на которыя съѣзжалась вся Москва, въ его домѣ въ Знаменскомъ переулкѣ у Арбатскихъ воротъ. Широко жившій Столыпинъ впослѣдствіи разорился, и его голодная труппа была куплена казной въ 1806 году и положена въ основу Императорскихъ театровъ. Болѣе скром
ныя увеселенія, не только домашнія, но и публичныя, давались «на театрѣ» Шаховского, Дурасова, Познякова и многихъ другихъ.
Крѣпостные театры были излюбленной мишенью московскихъ сатириковъ начала вѣка. Осмѣивалась диллетантская самовлюбленность театраловъ, плачевный уровень двороваго искусства, некультурность исполните
лей. Если эти упреки и являются справедливыми въ отношеніи многихъ московскихъ и подмосковныхъ баръ, руководившихся модой, то они не
применимы къ тѣмъ, кто искренне любилъ и служилъ искусству. Такіе несомнѣяно были. До насъ дошли отзывы не только русскихъ цѣнителей драматическаго и балетнаго искусства, которыхъ легко заподозрѣть въ пристрастіи, но и заграничныхъ гостей, въ родѣ графа Сегюра, поражав
шихся искусству шереметевскаго театра. Театральное меценатство одна изъ наиболѣе симпатичныхъ чертъ московскаго барства: крѣпостныя труппы воспитали цѣлый рядъ прогремѣвшихъ впослѣдствіи талантовъ, націонализировали драматическое искуство и воспитывали эстетическіе вкусы московской публики, довольно толково разбиравшейся не только въ деталяхъ исполненія, но и въ достоинствахъ и недостаткахъ пьесы.
Многіе вельможи строили при своихъ дворцахъ театральныя помѣщенія и, не содержа собственной труппы, предоставляли ихъ заѣзжимъ гастролерамъ, вплоть до пѣвцовъ, музыкантовъ и фокусниковъ. Въ громадномъ домѣ Ст. Ст. Апраксина на Знаменкѣ,—въ теперешнемъ зданіи Александровскаго военнаго училища, былъ устроенъ театръ съ ложами въ нѣсколько ярусовъ. Тутъ нѣсколько лѣтъ подъ рядъ гастролировала италь
янская опера. Въ роскошномъ саду при домѣ Ник. Ник. Демидова за Разгуляемъ въ 1805 году какой-то «нѣмецкой актеръ (безподобной!)» давалъ гулянья, иллюминацію, фейерверкъ и балъ по воскресеньямъ 1).
Беззаботные магнаты, селившіеся въ Москвѣ, полные самыхъ лучшихъ намѣреній, но неспособные къ одному—планомѣрной и серьезной дѣятельности, не всегда ограничивали свою роль меценатовъ гуляньями и обе
дами. «Привыкши жить хорошо», какъ писалъ о себѣ Безбородко, они украсили сильно поблекшую со временъ Петра Великаго Москву гранді
1) Фонъ-Гунъ. Поверхностный замечанія по дорогѣ изъ Петербурга въ Малороссию, ч. I.
М. 1806 г.
ΙΟ