Допожарная Москва и подмосковныя 1).




К). И. Шамурина.


Исторія Москвы, даже и за послѣдніе два вѣка, богата моментами, когда тотъ или другой этапъ въ развитіи русской жизни получалъ наиболѣе яркое воплощеніе именно въ Москвѣ. Такъ было въ концѣ ХѴІІІ-го вѣка, въ эпоху высшаго расцвѣта дворянской культуры. Въ Москвѣ широко разлилась привольная барская жизнь, не волнуемая ни
какими сомнѣніями, подводящая итоги всему, что создалъ ХѴІІІ-й вѣкъ въ Россіи, но вмѣстѣ съ тѣмъ и намѣчающая еще неясные контуры тѣхъ
новыхъ побѣговъ, которые вырастаютъ въ ХІХ-мъ столѣтіи на развалинахъ барской культуры.
Русское барство не исчезло и послѣ 1812-го года, но уже не возродилась та цѣльность и типичность созданной имъ культуры, которую мы находимъ въ допожарной Москвѣ. Здѣсь отчетливо вырисовываются по
ложительный черты барства; проблески національнаго русскаго духа подъ европейской маской выступаютъ не менѣе убѣдительно, чѣмъ слабыя стороны дворянской культуры, объясняющія ея быстрый упадокъ и полную неспособность сохранить уже созданное. Русская историческая лите
ратура знала только два подхода къ изученію барства, его искусства, его литературы, его характернаго мышленія,—оба одинаково пристрастныхъ и тенденціозныхъ. Изслѣдователи соціальныхъ отношеній эпохи крѣпостничества, по самому характеру своихъ работъ, интересовались наиболѣе темной стороной дворянскаго быта. Приводимые ими факты звѣрства, безумныхъ насилій надъ беззащитными крѣпостными, ярко ха
1) Настоящая статья Ю. И. Шамурина, затрагивая ту же эпоху и тогь же вопросъ, что были предметомъ изслѣдованія С. А. Князькова и И. Е, Бондаренко (статьи помѣщены въ ѴІИ-мъ выпускѣ настоящаго изданія), однако разсматриваетъ ихъ съ иной точки зрѣнія: Князьковъ—«Помѣщичыо Россію» или, вѣрнѣе—«Московское барство» разсматриваетъ болѣе съ бытовой стороны, его больше интересуетъ укладъ барской жизни въ Москвѣ и подмосковныхъ; Бондаренко—въ своей .статьѣ го
воритъ о внѣшней Москвѣ п строителяхъ ея барскихъ помѣстій; Шамуринъ же подходитъ къ барству съ точки зрѣнія русской культуры, даже съ требованіемъ эстетическаго національнаго чувства. Онъ слѣдитъ наслоенія, иностранное вліяніе и смѣну эстетическихъ вкусовъ барства отъ пасторальнаго сентиментализма черезъ Empire и русскій готикъ къ строгому и часто тяжеловѣсному классицизму Николаевской эпохи. Г. Б.