„Влияние Робеспьера было неотразимо, но никто не мог об‘яснить, на чем собственно опо основывается. В нем жила одна только страсть, одна мысль, одно стре
мление, но даже перед сообщниками не открывались тайны этой мрачной души: он не нуждался ни в при
вязанностях, ни в удовольствиях; ничто не отвлекало его от раз намеченной цели... Лицемерие Робеспьера оста
валось неизменным: во имя добродетели призывал он к мятежу и подстрекал к убийствам. К своей популярности он относился флегматично, и это придавало ему вид некоторого достоинства11.
Эта характеристика Робеспьера сделана пером историка враждебной партии. Наполеон, говоря о Робеспьере,
утверждал, что из всех деятелей революции только он один умел управлять людьми...
Справедливость требует заметить, что вначале далеко не все жирондисты относились сочувственно к нападкам Лувэ на Робеспьера. Подозрительный и мрачный, Лувэ часто жалуется в своих мемуарах, что товарищи ока
зывали ему мало поддержки в борьбе против Робеспьера: зато сам он не скупился на преследования и обвинения. Помимо интересов партии, им двигали личные мотивы: он знал или подозревал, что влияние Робеспьера помешало ему занять важный пост военного министра.
Вскоре Жиронда сделала и другую политическую ошибку: она первая оттолкнула Дантона. Добродушный великан, одна из грандиознейших фигур революции, не раз протягивал руку помощи и примирения жирондистам. Но его ненавидела г-жа Ролан, имевшая громад
ное влияние на своего мужа и па других членов партии. „Дантон мне представляется всегда атаманом разбойни
ков, с поднятым кинжалом в руке“,—говорила она и упрямо сторонилась от сближения с ним.
• Камил Демулен также вскоре сделался открытым врагом жирондистов, п опять-таки жирондисты сами вооружили его против себя: в феврале 1792 г. на стенах