наконец, они первые поняли, что европейская война неизбежна и что для Франции выгоднее не дожидаться об явления войны со стороны враждебных держав, а об явить войну самой.
Особенность партии жирондистов и ее отличие ох других революционных партий состояло в том, что, несмотря на глубокое различие взглядов, мнений и характеров отдельных членов, все жирондисты были идеали
стами революции: они верили в идеальную респуб
лику, страдали от преступлений, которые совершались во имя грядущего царства свободы, и боролись, на
сколько могли, с темными сторонами революции. Идеализм—вот характерная черта партии, даже самых слабых членов ее. Красноречивые слова, которыми знаме
нитый современный нам писатель *) рисует гортрет
величайшего и лучшего из жирондистов, Верньо. более или менее применимы ко всей Жпронде: — чудный образ, не омраченный ни единым плтнышком; прекрас
ное существо, чуждое страха, скрытности, ошибок и слабостей! Силами нашего существа, мудростью и лю
бовью, нам удается лишь иногда, в глубине гашего
сердца, создать нечто подобное ему. Хотелось бы сесть неподалеку от него на опустевшую скамью Конвента, „над которой точно витает призрак смерти , хотелось
бы думать как он, так же говорить и действовать. Он сумел различить вечное и неизменное по ту сторону трагического момента; он сумел не изменить человеко
любию и жалости в страшные дни, когда человеколюбие и жалость считались злейшими врагами идеала справедливости,—для которого он пожертвовал всем“. Исполненный великого и благородного сомнения, он мужественно перешагнул за пределы того, что считалось разумным, возможным и справедливым. „Смерть насильственная, но которую он, быть-может, предвидел, яви
*) Метерлинк.