Учебно-историческія экскурсіи




въ Москвѣ.


I. Предварительном районами экскурсіи и наблюденія
Когда заходить рѣчь объ учебно-историческихъ экскурсіяхъ дѣтей по Москвѣ, то прежде всего и чаще всего имѣютъ въ виду посѣщеніе Кремля, Историческаго музея, Китай-города и разныхъ «достопримѣчательныхъ» мѣстъ. И, конечно, целесообразно прове
денный осмотръ такихъ мѣстъ, какъ Кремль, или такихъ музеевъ, какъ Историческій, чрезвычайно важѳнъ и прямо-таки необходимъ.
Но начинать преподаваніе исторіи не слѣдуетъ съ экскурсій въ Кремль или въ какой-либо музей. Прежде
чѣмъ вести туда дѣтей, надо остановить ихъ вниманіе на томъ, что ближе къ нимъ и что находится въ районѣ ихъ школы и въ окрестностяхъ ихъ дома.
Два главныхъ соображенія обязываютъ, мнѣ кажется, серьезно подумать объ учебномъ использованіи окружающей школу обстановки и мѣстности, въ интересахъ историческаго образованія и воспитанія.
Вѣдь, въ самомъ дѣлѣ, Москва—такъ велика, что не всякой школѣ экскурсію въ Кремль предпри
нять просто и легко. Классныя путешествія въ Кремль пѣшкомъ или на трамваѣ сопряжены иногда съ такой
затратой времени, силъ и, пожалуй, денѳгъ, что они не могутъ предприниматься нѣсколько разъ въ годъ;