«Московскаго Митрополіта, нигде «не ставити (27).» У гроба сего Святителя Удельные Князья цело
вали крестъ въ верности Великому Князю (28).
Подлъ мощей Св. Петра въ самомъ приделе , на правой стороне, опочиваютъ подъ спудомъ мощи Св. Ѳеогиоста Митрополіта, преставившагося въ 1353 г. Марта 14. Онъ управлялъ 25 летъ сперва Кіев
скою, а потомъ Московскою Митрополіей. Летопись именуетъ сего Святителя великимъ наставникомъ(^19).
2. Придгьлъ Похвалы Богородицы находится въ юго-восточной главе , на полатяхъ , къ коимъ 1 изъ при
дела Св. Великомученика Димитрія Селунскаго ведетъ въ стене узкая каменная лестница. Иконостасъ старый конца XVII века, еще неизмененный поновленіями.
Въ - гописяхъ етотъ приделъ именуется на Маковцгь. Онъ построенъ 1459 г. Митрополітомъ Іоною, въ память бегства изъ пределовъ Московскихъ Седіахмеговыхъ Татаръ, приходившихъ на реку Оку , при Вел. Князе Василіе Темномъ, по
хваляясь на Русь , какъ говоритъ летописецъ (30). Къ свидетельству СоФІйскаго временника, подъ 1459
годомъ, летопись Псковская прибавляетъ, что «Митрополітъ Іона при— «делалъ церковь каменну къ алтарю « Соборныя Пречистыя , возле юж«ныхъ вратъ (31).» Въ делахъ прпдворнаго Архива 1636 года упоминается: «Церковь Похвалы Пресв.
(27) Караліз. И. Г. Р. Ѵ*І, пр. 66.
(28) Древняя Российская Бивліоѳика, ч. III, изд. 2. М. 1788, въ 8.
(29) Софійскій временник ь, ч. I, стр. 357.
(30) Рускій временникъ , вь 2 част. М. 1820, въ 8.
(31) Караиз. И. Г. Г. К, пр. 70.
і «Богородицы , что въ приделе въ «соборной церкви Успенія.»
Летописи, грамоты, посланія Святителей и чинъ поставленія Архіерейскаго ХТІ и ХУЛ вековъ свидетельствуюсь намъ , что въ при
деле Похвалы Богородицы, у гроба Свят. Петра, происходило избраніе Святителей , которые здесь об
лачались , служили и принимали
Архипастырскій посохъ. Въ етомъ приделе 1539 г. избранъ въ Митрополіты Всероссінскіе ІоасаФЪ Скрипицынъ (32). Вт, чине поставленія его значится, что «въ прп«деле Похвалы Пречистыя Богоро«дицы, по совету и но благослове« нію Макарія, Архіеиіскопа Великаго «Новгорода и Пскова, седоша бого«любнвіи Епіскопы Іона Рязанскій «и Муромскій, Акакій Тверскій п «Кашинскій, Досиѳей Сарскій и По«донскій, Алексей Иермскій и Во«логодскій избраніе учинили на Ми« трополію , по писанію книжному. » После нареченія , ІоасаФъ облачился въ Похвальскомъ приделе , от
куда шествовалъ предъ Государя ,
Архіепіскопа и освященный соборъ для чтенія исповеданія веры, а по
томъ сопровожденъ былъ опять въ
приделъ Похвалы Богородицы. При совершеніи божественной литургіи,
после малаго выхода, нареченнаго приводили въ алтарь черезъ царскія двери для поставленія. Въ чине поставленія Митрополіта 1564 года сказано: «Нареченный облачится въ «своя одежда въ приделе въ По«хвале Пречистыя , аще ли будстъ «Епіскопъ, тогда же облачится ст> «ними же въ олтаре и действуетъ «по уставу, яко же подобаетъ Епі
(32) Акты Археогр. Експедии.іи, т. 2.