«скопу приходитн отъ престола на «престолъ.» Въ етомъ приделе Патріархъ Константинопольскій Іеремія съ соборомъ Святителей избрали перваго Гіатріарха Россійскаго Іова
(33). Въ 1619 году, новонареченный Патріархъ Філаретъ въ ІІохвальскомъ приделе облачился во Святительскія одежды предъ посвященіемъ своимъ и стоялъ тамъ до малаго входа въ алтарь съ Евангеліемъ, когда Протопопъ и Протодіаконъ его привели на поставленіе къ престолу (34). Изъ чина Архіерейскаго поставленія, писаннаго около половины XVII века, очевидно также, . что придѣлъ Похвалы Богородицы находился не вверху, го внизу при большемъ алтарь, съ которымъ оиъ сообщался малыми дверьми, и вероятно, на месте нынѣшняго жертвен
ника, который не стоялъ ли тогда въ северной арке, ближайшей къ глав
ному престолу? На месте же придела Поклоненія честныхъ веригъ Св. Апостола Петра онъ не могъ быть, потому что етотъ приделъ тогда суще
ствовала Одннъ рукописный ХроиограФъ XVII в. свидѣтельствуетъ, что въ приделе Похвалы Богородицы молился Св. Іоаннъ Архіепіскопъ Суздальскій во время осады Москвы Едигеемъ, въ 1408 году.
Въ книге первой ревизіи 1722— 1726 годовъ упоминаются только Петропавловскій и Дмитріевскій придѣлы. Въ делахъ пожара Московская 1737 г. встречается верх
ний приделъ Похвалы Богородицы, где былъ изразцовый полъ. При поновленіи Успенскаго собора Архитекторомъ Мичуринымъ, 1741 г. въ
етотъ приделъ вновь построена лестница о 55 ступеняхъ.
3. Придѣлъ Св. Великомученика Димитрія мѵроточца.
При вторичномъ строеніи Успеискаго собора, 1471 году , упоминается о существовавшемъ уже при
деле во имя Св. Великомученика
Димитрія, ангела Вел. Князя Димитрія Донскаго, который и на печати своей изобразилъ сего Вели
комученика (35) и вероятно соорудилъ первый приделъ въ честь его. Тамъ погребено было тело Князя Юрія Даннловнча, въ застеніи ров
но съ помостомъ , надъ коимъ сделана надгробница. Гробница сія по
читается древнейшею Княжескою въ Москве. Въ етомъ приделе собора убитъ мятежниками 1547 года, родный дядя Царя Іоанна Васильевича Князь Юрій Глинскій, который тамъ пскалъ себе убежища. Царь самъ описываетъ ето событіе въ грамоте своей къ Курбскому: «множество Ha
ft рода, воскричавъ Іудейскимъ обы« чаемъ , пріидоша соборныя церкви
«въ приделъ Св. Великомуч. Димп« трія Селунскаго, и изымавъ Боярина «нашего К.Юрья Васил. Глинскаго, « безчеловечно выволокли въеоборную «церковь и убиша безвинно въ церк« вн противъ Митрополичья места и « кровію его помостъ окровавивше.» По совершеніи бракосочетанія Лжеднмитрія съ Мариною въ Успенскомъ соборе 1606 г., новобрачная сопро
вождена была свахами и боярынями въ Дмитровскій приделъ, где стояла во время литургіи до Херувимской
песни, после коей Патріархъ Игнатій возложилъ на нее Мономахову
С3) Собраніе Госуд. грамогъ, ч. II, 9Н. (5Н) тамъ же, ч. 11L.
(55 ) Карало. И, Г. P. V*, прим. Иб.


2