цепь 36). Царь Ѳеодоръ Алексвевичь при коронаціи своей 1676 го
да, Іюля 19, въ приделе Димитрія Селунскаго переменивъ свое платье, надѣлъ Мономахову шапку, въ коей слушалъ онъ лнтургію.
4. Церковь Св. Іоанна лтьствичпика, подъ колоколами, о коей скажемъ при оппсанін колокольни Ива
на Велпкаго , считалась приделомъ Успенскаго собора , какъ видно изъ дѣлъ Государственнаго Архива 1738
года. Въ Путеводителе къ древностямъ и достопамятностямъ Московскимъ Г. Максимовича, 1792 года, показаны только три придела въ Успенскомъ соборт»: 1) Іоанна лтъ
ствичиика , 2) Поклоненія веригамъ Св. Петра, и 3) Похвалы Пресвяты я Богородицы въ Маковцтъ.
5. Приделъ Св. Филиппа II Митрополита устроенъ былъ на пра
вой стороне главнаго алтаря близь
ризницы , вероятно , вскоре после принесенія въ 1652 году Новгородскимъ Митрополітомъ Никономъ св.
мощей сего священномучсника изъ Соловецкаго монастыря въ Москву,
н поставленія ихъ въ большомъ Успенскомъ соборе. Въ делахъ Ар
хива вотчиннаго приводится 1683 года (37) указъ Великихъ Государей
о починке образовъ иконникомъ Филиппомъ Павловымъ и объ устроепін новаго каменнаго жертвенника и кладезя въ придѣле у Филиппа Мптрополіта. О времени упраздненіи онаго не отыскано въ делахъ ; въ описяхъ собора при Петре I его уже не упоминается.
(36) Собраніе Государств, грамотъ, ч. II.
(37) Дѣла Архива III вотчин. N 5067 , 7492 годъ.
Успенскій соборъ, вышиною внутри отъ купола большой главы до полу 55 аршннъ, длиною отъ горняго места до западныхъ дверей 50, а шириною отъ южныхъ дверей
до северныхъ 35 аршннъ (38). Опъ осеняется пятью вызолоченными ку
полами ; посреди храма крестовые его своды поддерживаются четырь
мя каменными круглыми столбами. Опъ освещенъ узкими оконами въ трпбунахъ главъ и 17-ю стен
ными , въ два света. На четырехъ углахъ зданія , по одному устию
или пилястру, служащему коптроФорсомъ. На востокъ выдастся алтарь пятыо иолукружіямн , ме
жду коими вставлены полуколонны. Надъ ннмъ верхи храма сведены дугами, подъ коими извне на простенкахъ изображены: въ средине
Отечество, по сторонамъ Софія Премудрость Божія и Похвала Богородицы. Стиль сего зданія обыкно
венно называется готнческимъ ; но сходствуя въ куполахъ съ Индейскимъ, а въ Формахъ самаго строе
нія съ Византійскимъ и Ломбард- • скимъ, онъ особенное сочеТаніе того п другаго. Огромность соединена въ немъ съ массивностью и простотою. Внутреннее его расположеніе проявляешь церковный егмволизмъ,свой
ственный древнимъ Хрістіанскнмъ храмамъ. Опъ состоитъ изъ главнаго престола съ жертвенникомъ и ризницею ; къ нему примыкаютъ съ северной и южной стороны два при
дела. Алтарь отъ самаго храма отделяется каменною стеной , составляющею первый ярусъ иконо
стаса, где поставлены местные об
( 38) Прибавленіе къ № 69 Моск. ведомостей
\775 г.