раза. Кроме царскихъ, сѣверныхъ и южныхъ вратъ, двое дверей ведутъ въ придѣлы. Къ прочимъ поясамъ иконостаса сзади пристроены четы
ре яруса деревянныхъ хоровъ. Иконостасъ главнаго престола, въ честь Успенія Пресвятыя Богородицы, состоитъ изъ пяти поясовъ, или ярусовъ. Полная идея Вселенской Церк
ви, по замѣчанію Мнтрополіта Московскаго Філарета (39), , прояв
ляется на иконостасѣ, выражена въ куполѣ, на стѣнахъ храма и въ самомъ алтарѣ, Въ верхнемъ ярусѣ изобра
жена мысль первоначальной Церкви до закона Мотсеева и вмѣстѣ связь ея съ новозавѣтною. Рядъ Праогцевъ и Патріарховъ, Адамъ, Сиѳъ, Енохъ, ной и Авраамъ , Исаакъ, Іаковъ и прочіе стоятъ по обѣимъ сторонамъ иконы Господа Саваоѳа, который изъ лона своего раждаетъ предвѣчное
Слово. на другомъ поясѣ Церковь ветхозаветная отъ Могсея до Хріста, котораго была предзнаменованіемъ,
и потому на средине икона Знаменія Божіей Матери, проявляющей на лонѣ своемъ Предвѣчнаго Младенца,
окруженнаго Пророками, съ хартіямн свонхъ пророчествъ, въ рукахъ.
Третій поясъ иконостаса представляетъ двенадцать главныхъ праздниковъ; въ четвертомъ картина собственно Хрістіанской Церкви, кото
рой глава Спаситель написанъ въ срединѣ, въ образѣ вѣчнаго Архіерея, седящаго на престолѣ, съ предстоящими ему Матерію и Предтечею; за ними всъ Апостолы , начи
ная съ двухъ первоверховныхъ. Въ иижнемъ поясѣ мѣстныя иконы, великолѣпно и богато украшенный,
(39) Воспоминанія о посѣщеніи Святыни Московской Государемъ Наслѣдникомъ. Спб. 4838 , въ 42.
какъ предметы ближайшаго чествованія. Кромѣ святыни , почти каж
дая изъ нихъ занимательна и важна въ историческомъ и археологическомъ отношеніи.
Изъ таковыхъ св. памятниковъ заметимъ особенно слвдующіе :


і. св. иконы:


а) Всемилостиваго Спаса, сѣдящаго на престолв, съ разгнутымъ въ лъвой руке Евангеліемъ, на словахъ Св. Евангелиста Іоанпа изъ II зачала: ‘ЕуеЬ ti/ut то qog тпѵ хббись , десницею указываетъ онъ долу. Та
кое указаніе объясняется чудомъ отъ
сего образа , писаннаго Императоромъ Греческнмъ Манунломъ, кото
рый нзобразилъ Спасителя , указующимъ десницею на слова Евангелія. Но когда Мануилъ, восхитивъ судъ Святительскій, нещадно наказалъ одного Іерея: тогда Спаситель, явившійся ему въ сонномъ видѣніи,
велѣлъ ангеламъ возложить раны на Царя, который, по пробужденіи сво
емъ, ощутилъ язвы на тѣлъ своемъ и увиделъ на иконѣ перстъ, указующій долу (40). Сія мѣстная икона Греческаго стиля, стоящая по пра
вую сторону царскихъ вратъ, слыветъ еще золотою рясою, потому
что обложена была золотомъ, и Корсунскою, потому что она, какъ глаентъ преданіе, взята изъ Корсуня , или писана Корсунскимъ пошибомъ. Изъ СоФІйскаго собора она перене
сена была въ Москву 1476 г. Ве
ликимъ Княземъ Іоанномъ Васильевичемъ , какъ священный трофей покоренія Новгорода, гдъ въ соборъ
(НО) Рукопись XVII вѣка, въ Н, въ Библіотекѣ С П. Академіи Наукъ , 97. Ета же повесть находится и въ рукописныхъ Новгородскихъ лѣтописяхъ.