Jesu Christi Dei Filii
Regis Regum l)ei exercitus glorise.
Sigisraundus Rex Polonise et Sveciae ,
exercitu Moscovitico ad Clusinam caeso , Moschovise Metropoli deditione accepta,
Smolensco Rpcse restituto ,
Basilio Szuyski M. Duce Moschovise
et fratre ejus Demetrio Militiae Praefecto , captivis jure belli acceptis, ac in arce
Gostinensi sub
custodia habitis , ibique vita
functis ; sortis humanae memor
ossa illorum huc deferri ,
et ne se regnante etiam hostes iniusteque sceptra parantes justis ac sepultura
carerent ,
in hoc a se ad publicam posteritatis memoriam
Regnique sui nomen exstructo trophaeo,
deponi jussit.
Anno a partu Virginis 1620.
Regnorum nostrorum Polonise 33, Sveciae 27.
«Во славу Іисуса Хріста , Сына Божія , Царя Царей, одержавъ победу вт. Клушине, занявъ Москву, возвратпвъ Смоленскъ рес
публики , иленивъ Великаго Князя Московскаго Василія съ братомъ его Димитріемъ , главнымъ Воеводою Россійскимъ , Король
Польскій и Шведскій Сигисмундъ , по нхъ смерти , велелъ здесь честно похоронить тела ихъ , не забывая общей судьбы чело
веческой , и въ доказательство , что во дни его царствованія не лишались погребенія п враги, венценосцы беззаконные.» см. Карамз. И. Г. P. XII.
КЪ ОПИСАНИЮ БЛАГОВЪЩЕНСКАГО СОБОРА.
Н.
Макспмъ Грекъ въ своемъ слове говорить, что у многихъ Рускихъ ходило по рукамъ сочиненіе Персидскаго Философа Афродптіана о вочеловеченіи I. Хріста. » Фабрицій въ Biblioth. Graeca, t. x, p. 489, 1. v, c. 45, между неизданными и по времени не точно известными Греческими писателями приво
дить и Афродитіана , который находится и на дверехъ южныхъ Успенскаго собора.
О.
Деисусомъ обыкновенно называютъ три образа : въ средин* Спасителевъ, а по сторонамъ Богородиченъ и Предтечевъ. Названіе cie произошло отъ надписанія подъ такими образами молитвы , δι η<ης, которое незнавшіе Греческаго языка почли за собственное названіе иконъ. Но, какъ видно нзъ описи Благов, собора 1680 г. и изъ другпхъ старинныхъ описей, что Деисусомъ именовался ц весь иконостасъ подъ мѣстными образами, состоя иногда изъ нѣсколькихъ тяблъ , такъ наир.: и а деисусъ три тябла , на первомъ (i 36 образовъ , въ другомъ тяблѣ 20 празд
11 никовъ, въ третьсмъ тяблъ восемь образовъ в Пророковъ. и
П.
Къ сожалѣнію , встретилось затрудненіе снять ризу и поверить надпись , ежели она
есть на иконѣ. Какъ въ Путеводителе къ Моск. древностямъ , такъ и въ Сокровище Росс, древностей она напечатана несогласно
съ изображенною ныне на ризе ; ибо ими снята съ прежняго оклада. Въ годахъ очевидный анахронизме.
Р.
Хотя въ I тетради мы сказали , что слово Кремль встречается въ самомъ начале XVII века ; однако оно попалось намъ еще ii въ
XV веке, какъ то : «1446 г. бысть знаменіе въ « Москве въ 6 часовъ нощи Октября 1, пот« рясеся градъ Москва Кремль, и посадъ, и «храмы поколебашеся.п Соф. Врем. 11, 48. Въ летописце , приведенномъ у Карамзина , подъ 1453 годомъ Апреля 9, сказано : погоре «Москва Кремль весь.» Карамз. И. Г. Р. V, пр. 386. Что-жъ касается до словопро
изводства Кремль , я предложилъ только собранные мною указаніи и Факты ; но решеніо предоставляемъ дальнейшимъ изследованіямъ ; ибо sub judice lis est.