Jesu Christi Dei Filii




Regis Regum l)ei exercitus glorise.




Sigisraundus Rex Polonise et Sveciae ,




exercitu Moscovitico ad Clusinam caeso , Moschovise Metropoli deditione accepta,




Smolensco Rpcse restituto ,




Basilio Szuyski M. Duce Moschovise




et fratre ejus Demetrio Militiae Praefecto , captivis jure belli acceptis, ac in arce




Gostinensi sub




custodia habitis , ibique vita




functis ; sortis humanae memor




ossa illorum huc deferri ,




et ne se regnante etiam hostes iniusteque sceptra parantes justis ac sepultura




carerent ,




in hoc a se ad publicam posteritatis memoriam




Regnique sui nomen exstructo trophaeo,




deponi jussit.




Anno a partu Virginis 1620.




Regnorum nostrorum Polonise 33, Sveciae 27.




«Во славу Іисуса Хріста , Сына Божія , Царя Царей, одержавъ победу вт. Клушине, занявъ Москву, возвратпвъ Смоленскъ рес




публики , иленивъ Великаго Князя Московскаго Василія съ братомъ его Димитріемъ , главнымъ Воеводою Россійскимъ , Король


Польскій и Шведскій Сигисмундъ , по нхъ смерти , велелъ здесь честно похоронить тела ихъ , не забывая общей судьбы чело


веческой , и въ доказательство , что во дни его царствованія не лишались погребенія п враги, венценосцы беззаконные.» см. Карамз. И. Г. P. XII.




КЪ ОПИСАНИЮ БЛАГОВЪЩЕНСКАГО СОБОРА.




Н.




Макспмъ Грекъ въ своемъ слове говорить, что у многихъ Рускихъ ходило по рукамъ сочиненіе Персидскаго Философа Афродптіана о вочеловеченіи I. Хріста. » Фабрицій въ Biblioth. Graeca, t. x, p. 489, 1. v, c. 45, между неизданными и по времени не точно известными Греческими писателями приво




дить и Афродитіана , который находится и на дверехъ южныхъ Успенскаго собора.




О.




Деисусомъ обыкновенно называютъ три образа : въ средин* Спасителевъ, а по сторонамъ Богородиченъ и Предтечевъ. Названіе cie произошло отъ надписанія подъ такими образами молитвы , δι η<ης, которое незнавшіе Греческаго языка почли за собственное названіе иконъ. Но, какъ видно нзъ описи Благов, собора 1680 г. и изъ другпхъ старинныхъ описей, что Деисусомъ именовался ц весь иконостасъ подъ мѣстными образами, состоя иногда изъ нѣсколькихъ тяблъ , такъ наир.: и а деисусъ три тябла , на первомъ (i 36 образовъ , въ другомъ тяблѣ 20 празд


11 никовъ, въ третьсмъ тяблъ восемь образовъ в Пророковъ. и


П.




Къ сожалѣнію , встретилось затрудненіе снять ризу и поверить надпись , ежели она




есть на иконѣ. Какъ въ Путеводителе къ Моск. древностямъ , такъ и въ Сокровище Росс, древностей она напечатана несогласно




съ изображенною ныне на ризе ; ибо ими снята съ прежняго оклада. Въ годахъ очевидный анахронизме.




Р.




Хотя въ I тетради мы сказали , что слово Кремль встречается въ самомъ начале XVII века ; однако оно попалось намъ еще ii въ




XV веке, какъ то : «1446 г. бысть знаменіе въ « Москве въ 6 часовъ нощи Октября 1, пот« рясеся градъ Москва Кремль, и посадъ, и «храмы поколебашеся.п Соф. Врем. 11, 48. Въ летописце , приведенномъ у Карамзина , подъ 1453 годомъ Апреля 9, сказано : погоре «Москва Кремль весь.» Карамз. И. Г. Р. V, пр. 386. Что-жъ касается до словопро


изводства Кремль , я предложилъ только собранные мною указаніи и Факты ; но решеніо предоставляемъ дальнейшимъ изследованіямъ ; ибо sub judice lis est.