подпись (*), и верхъ церковный отъ огня падеся.» Изъ настоятелей монастыря, кромѣ Чи




(*) Слово подпись на древнемъ языкѣ означаетъ стѣнное писапіе. Въ Новгородской 3 лѣтописи (Полн. собр. Русск. лѣт. т. 3 стр. 24) пишется: «и устроивъ цер


ковь (св. Софіи въ Новгородѣ) приведоша иконныхъ писцовъ изь Царяграда, и начаша подписывати во главѣ,


и написаша образъ Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа со благословящею рукою» (впослѣдствіи со сжа




тою). И л. 213. «тогоже лѣта (1107), на весну, начаша


подписывати святую Софію, стяжаніемъ святаго Никиты епископа.» Въ актѣ 1554- г. говорится: «и царь велѣлъ имъ иконы писати, а инымъ повелѣлъ политы (царскія) подписывати.—А всѣ тѣ церкви на подписѣхъ, а всѣ


тѣ церкви ставили великіе князи, а по иконописцовъ посылали по Греческихъ, церквей подписывати и святыя иконы писати; да во многихъ монастыряхъ владыки Новгородскіе церкви строили съ подписъми каиеныя и честными иконами украшали; и во всѣхъ святыхъ Божіихъ церквахъ на стѣнахъ письмо и на честныхъ иконахъ--Греческое и Корсунское» (Акты Археогр. Експед. т. 1. стр. 247. 248). Въ Москвѣ, въ Троиц




кой церкви, что у Варварскихъ воротъ, извѣстной болѣе подъ именемъ Грузинской иконы Пресвятыя Бо




городицы, подпись сдѣланная по росписаннымъ стѣнамъ, такъ означаетъ время сего росписанія: «лѣта 7161.со




вершена и подписана бысть церковь во имя Святыя и Живоначальныя Троицы» и проч.