интересно передает жизнь Москвы XVII в. и внешний облик этого уголка, ныне центра города. Единственное, о чем можно пожалеть, что А. М. Васнецов, вопреки большинству чертежей XVII в., изобразил не две, а одну только башню Пушечного двора.
Задавшись целью определить точно местоположение б. Пушечного двора на р. Неглинной, я пересмотрел материалы, гл. образом, планы, касающиеся местности между Кузнецким мостом и Китайской стеной, в Древлехранилище, Гос. Истор. Музее, Архиве Моск. Губ.
Инженера и Архиве Моск. Комм. Музея. В них посчастливилось найти данные, точно определяющие местонахождение северной стены Пушечного двора и отходящих от нее к югу стен на востоке и на западе. Так, в Древлехранилище, благодаря любезности Η. П. Чулкова, я встретил план 1809 г. „двору Московского 1 гильдии купца Андрея Беккерса жены его Крестины Филипповой дочери, состоящему в Белом городе, в Мясницкой части, в 5 квартале, под № 464 в при
ходе церкви Софии премудрости божия, что у Пушечного двора .
Ныне это д. 10, второй от Рождественки (б. Юнкер-банк). На этом плане, однако, кроме этого двора, изображены и все соседние дворы в нынешнем квартале между Кузнецким мостом, Рождественкой, Пушечной ул. и Неглинной, а также Кузнецкий мост (не только улица, носившая тогда название „Кузнецкая улица11, но и самый мост через р. Неглинную). Кроме того, на этом же плане изображен в точном масштабе канал р. Неглинной от Кузнецкого моста на юг, открытый бассейн этого канала и северо-западный угол Пушечного двора. Северная стена Пушечного двора, оказывается, в середине имела изгиб, образующий внутренний угол в 168°. От этого изгиба до северо-зап. угла Пушечного двора его северная стена имела
36,5 саженей (измерение сделано по приведенному на чертеже масштабу: 0,58 дюйма =10 саж.). Западная стена примыкала к север
ной под углом в 98,5°. Стены показаны большой толщины: северная— около 4,5 саж., западная, к р. Неглинной, около 5,6 саж. Очевидно, это была не толщина стен, а ширина примыкавших к ним кузниц.
Определить топографически стены Пушечного двора можно так: северная, именно, место ее изгиба, находилась от восточной сраницы бывших в указанном выше строит, квартале церковных дворов в 13 саженях; западная, у поворота на север, от бассейна на р. Не
глинной— в 19 саж. От южной стороны Кузнецкой ул. до северной стены Пушечного двора было около 70 саж. Однако, эта топографи
ческая увязка стен Пушечного двора в настоящее время очень не реальна: бассейн р. Неглинной исчез еще в 1817 г., и, где он находился в точности, мы этого теперь не знаем. Улица, шедшая за северной стеной Пушечного двора, называвшаяся Екиманской в XVII—
XVIII в., тоже изменила и свою ширину и направление; церковные дома, поскольку позволяют судить все источники, оставались на месте вплоть до Революции 1917 г., но я еще не могу точно сказать, соответствуют ли их южные границы плана 1809 г., даже границам плана 1828 г, о котором ниже будет итти речь, не говоря уже
о позднейших. Наконец, даже улица „Кузнецкий мост11 могла на 1—2 сажени изменить свои границы, благодаря регулированию горо
дом застройки фасадов в целях расширения улиц. Таким образом, от 1809 г. к нашему времени не сохранилось ни одной твердой „вехи11, к которой можно было бы привязать мерою изображенные на плане этого года стены Пушечного двора.
Второй план, на котором я нашел изображение в масштабе стен
Пушечного двора, это сохранившийся в Архиве Моск. Губ. Инженера