Северо-западный угол Пушечного двора у р. Неглинной на плане 1739 г. показан вместе с обывательскими дворами на церковной земле, в нынешнем владении Театр, училища; поэтому невозможно опреде
лить даже на глаз относительную длину зап. стены Пушечного двора. На плане же 1775 г. она дана без обыват. дворов, и легко видеть, что она значительно меньше северной стены. Но на обоих планах она согласно показана прямолинейной, без изгибов. Пользуясь этим углом плана 1809 г. в 98,5°, образуемого западной ч се
верной стеной Пушечного двора и цифрой плана XVII ст. для этой стены—48 саж., получаем точное местоположение зап. стены Пушечного двора в совр. строит, квартале: она шла по владениям, б. Театр,
училища (№ 6 по Негл. проезду) и б. Миссионерского общества (№ 4), выходя на совр. Неглинную ул. немного южнее их погран.
межи друг с другом и в 37,5 саж. от современн. Пушечной ул. На протяжении 26,5 саж. она шла по совр. Неглинной ул.—в направле
нии угла ее с Театр, проездом, на котором стоит Малый театр; не доходя до него на 17 саж., поворачивала на восток, уже в качестве южной стены Пушечного двора; образуемый угол (85° на плане 1739 г., 95° на плане 1775 г.) отстоял от восточной стороны Негл. ул. в 6,75 саж. по прямому направлению.
Восточная стена Пушечного двора на планах 1739 г. и 1775 г. показана в виде прямой линии. Пользуясь: 1) указанными на чертеже Ламанского размерами восточной стены Пушечного двора—27 саж., 2) зная по плану 1828 г. ее угол с северной стеной—97°, 3) предполагая, что восточная стена внешнего двора, шла под тем же углом, что и главного двора находим ее местоположение: она, как указано выше, проходила в нынешнем владении Госиздата и отчасти по Пушечной ул., к востоку от Рождественки.
Итак, топография трех сторон Пушечного двора нами найдена; теперь остается отыскать четвертую сторону. Это является наиболее трудным и наименее достоверным делом. Никаких чертежей ее, кроме плана-схемы XVII в , мы не нашли. На планах 1739 и 1775 г. она изображена в очень мелком масштабе. Но все же как на этих, так и на менее точных планах 1789, 1796 и 1804 г.г., она изображена
в виде не прямой, а ломаной линии. Эта же линия в западном своем отрезке гораздо меньше, чем в восточном. С западной стеной Пушеч
ного двора она на плане 1739 г. образует почти прямой угол (85°), на плане 1775 года—-тупой (95°). С восточной же стеной Пуш. двора на обоих планах—тупой угол. Размеры всей южной стены по чертежу XVII в. из „Сборника11 Ламанского равны 88 саж. Вот те скудные данные, которые мы имеем для определения местоположения южной стены Пушечного двора.
Если найденные нами южные концы западной и восточной стены Пушечного двора соединить прямой линией и измерить ее по масштабу, то окажется стена равной 86,5 саж. Мы же знаем, что она равнялась 88 саж. и проходила ломаной линией. Ломаных линий указанного размера можно провести между двумя точками бесконечное мно
жество. Каждая из них, однако, будет иметь разные углы с линиями зап. и вост. стены Пушечного двора. Только имея определенный угол хоть с одной из них, мы сможем провести одну ломаную линию указанного размера. Как указано выше, мы имеем углы: в 85° с западной и 120° с восточной стеной Пушечного двора на плане 1739 г.; в 95° с западной и 108° с восточной стеной —на плане 1775 г. Эмпирически попробуем провести ломаную линию на нашем чертеже Пушеч
ного двора, считаясь с западными углами планов 1739 г. и 1775 г.,