берга; от него некоторые русские путем одного лишь наблюдения научились литью. При помощи особой сноровки он устраивал орудия таким образом, что 26 фунтов железа можно было с успехом выбросить из орудия при помощи 25 фунтов пороху; поэтому он так прославился в Голландии, что упоминается в голландском издании Меттерана“.
Другой путешественник Рейтенфельс, как говорит Довнар- Запольский, в цитированной выше его статье, отмечает особенное искусство русских в кузнечном мастерстве, в приготовлении пороха и ткании сукна. Наибольшая дифференциация ремесла, по его словам, была в области железо-и медно-литейного дела—до 50 различных специальностей.
В. Уланов в статье „Западное влияние в России XVII в.“, в том же 6 выпуске, „Москвы в прошлом и настоящем11, на основании вышеприведенных слов Олеария, отмечает, что иноземцы в начале не хотели передавать русским своих секретов, но русские скоро их подметили и усвоили.
Мартынов (в издании „Москва *, т. I, стр. XIX, изд. 1875 г.) упоминает вскользь в том, что пожар Москвы 1547 г... „по пути не обошел и Пушечного двора , основываясь, очевидно, на прим. 173 к VIII тому „Истории Государства Российского Карамзина. „В Троицкий же пожар 29 мая 1737 г.,—говорит Мартынов (стр. 11),—среди пожарищ
уцелел на Неглинной Старый Пушечный двор . Старым он именует его потому, что „при императрице Елизавете Петровне (1741—1762)
устроен у Каланчевского поля, смежного с Сокольничьим, новый Артиллерийский полевой двор, где хранился порох и производилось артиллерийское ученье; место это теперь (1875 г.) занято Николаевской железной дорогой (стр. XII) . Между прочим, во время французского нашествия на Москву в 1812 г. этот новый Артиллерийский полевой двор (у Красного пруда) взлетел на воздух с несколькими тысячами чиненных ядер. (Там же, стр. XXXIV).
Но на старом Пушечном дворе на р. Неглинной порох, вероятно, не изготовлялся, так как Мартынов говорит в этой же статье следующее: „Зелейный государев двор после пожара 1533 г. когда на Успенском вражке сгорел Алевизов двор, где делали пушечное зелие, т.-е. порох, потом является уже за Сретенскими воротами, на Убогих домах .
А. М. Васнецов в своем докладе 1921 года „Старой Москве — „Пуш. двор в изображениях XVII в. приводит еще следующие сведения о нем из иностранцев:
Петр Петрей в 1608 г. пишет: „При реке же Неглинной, протекающей в городе, стоит и великокняжеская литейная, где льют большие орудия и колокола .
Стрюйс в 1688 — 1670 гг.: „здесь, на реке Неглинной, у его величества большой литейный завод для литья пушек и колоколов .
Рейтенфельс в 1671 г.: „здесь есть два завода, один прежний, где льют пушки и колокола, и другой, не уступающий первому, где делают пули .
Эрколе Занн в 1672 г. также упоминает о большом литейном дворе.
Ван-Кленк в 1675 г.: „у его величества здесь (в Белом городе) литейный завод для пушек и колоколов, которые отливаются в большом числе .
Таннер в 1678 г.: „близ р. Неглинной стоит большой литей
ный завод, где льют колокола и пушки .