ВВЕДЕНІЕ.




I. Историко-литературное значеніе Павсаніи.


Проф. I. Шубарта.
1. Обстоятельства жизни Павсаніи намъ неизвѣстны. За исключеніемъ нѣсколькихъ отрывочныхъ свѣдѣній, которыя сообщаетъ самъ Павсанія въ своемъ „ Путешествіи“, до насъ не дошло никакихъ свѣдѣній. Филостратъ [Vit. Soph. II, 13] и за нимъ Свида упоминаютъ о Павсаніи изъ Кесаріи, риторѣ изъ школы Ирода, и нѣкоторые, дѣйствительно, принимали его за автора описанія Еллады, но такъ какъ оба описываютъ его, какъ ритора, не упоминая о Путешествіи“, то единство обоихъ писателей будетъ всегда сомнительно; и если даже и признать эго единство, то едвали изъ этого можно извлечь что-либо, кромѣ достовѣрности мѣста его рожденія.
Что нашъ Павсанія большую часть своей юности провелъ въ Лидіи, въ окрестностяхъ Сипила, можетъ быть даже въ Магнезіи, ясно видно изъ его сочиненія. Уже въ первой книгѣ (I, 24, 8) онъ разсказываетъ, что „около Сипила самъ три раза видѣлъ“, какъ тучи саранчи гибли совершенно разными способами; въ другомъ мѣстѣ (У, 13, 7) называетъ мѣсгносги вокругъ Сипила „у насъ“; изъ другихъ мѣстъ, напр., V, 27, 5. IX, 18, 3—4, видно его обстоятельное
знаніе тамошнихъ окрестностей. Слѣдовательно, Павсанія въ Лидіи получилъ первое свое образованіе. Должно быть, уже въ юношествѣ онъ посѣщалъ замѣчательные города на западноиъ берегу малой Азіи и со
сѣднихъ острозахъ; по крайней мѣрѣ, иногда у него выказывается близкое знакомство съ этими мѣстами и ихъ достопримѣчательностями.
Первое большое путешествіе, какъ кажется, привело нашего автора въ Египетъ. О звучащей статуѣ Мемнона около египетскихъ Ѳивъ Павсанія говоритъ въ такомъ родѣ, который едва ли допускаетъ сомнѣваться, чтобы онъ самъ не видѣлъ Ѳивъ, и такъ какъ это проис