Из многочисленных больших и малых речей Дантона в настоящий сборник включены преимущественно те из них (некоторые лишь в отрывках), которые дошли в наиболее удовлетворительной передаче и представляют и наибольший интерес по затронутым темам и по влиянию, какое они ока
зали на решения Конвента, и вместе с тем являются особенно показательными для социально-политических . воззрений и тактики Дантона и возглавляемой им группы монтаньяров («дантонистов»).
Едва ли ставился в Конвенте какой-либо вопрос крупнейшего или второстепенного значения, по которому этот плодовитый оратор не высказался бы более или менее исчерпывающим образом. Дантон выступал по вопросам о судьбе монархии и короля в дни вареннского бег
ства и ко времени процесса Людовика, о мерах борьбы с контр-революцией и, в частности, об учреждении и функциях революционного трибунала, инициатива которого исходила именно от него, об эмигрантах и неприсяжном духовенстве, о пределах террора и революционной законности, о революционном обложении состоятельных элементов, продоволь
ственной и финансовой политике, наборе волонтеров для борьбы с европейской интервенцией и организации секционных отрядов против роялистской конспирации, о демокра
тическом переустройстве школы, об отношениях церкви и государства и, в особенности, по вопросам внешней поли
тики, революционной войны и связанной с ними проблемы организации республики с сильным правительством, способным отстоять завоевания французского народа от покушений внешней и внутренней реакции.
Здесь не место говорить подробно о той роли, которую сыграли Дантон и его группа в ходе революции демократическо-якобинского периода, о заслугах и промахах его поли
тики, в которой два пункта—организация всех живых сил страны для борьбы с иностранным вмешательством и граж
данский мир, как условие упрочения республиканской формы—
стояли на первом месте со дня падения монархии. Первый из этих лозунгов осуществился, и здесь громадная энергия, с какой Дантон призывал нацию к вооруженной борьбе, сыграла немалую роль в организации победы. Что касается второго, то здесь Дантона и его соратников ждало неминуемое поражение. Их грёза о возможности прочного примирения между