боровшимися в те дни на политической арене силами была плодом неисцелимой близорукости к социально-экономическим противоречиям эпохи, а это обстоятельство вполне объясня
ется классовым составом самих дантонистов. Куиов в своей известной книге показал, что основное ядро этой конвентской
фракции составляли так называемые либеральные профессиижурналисты, врачи, адвокаты, начинающие ученые, художники, артисты, типичным идеологом которых был друг Дантона Демулен в своих журналах и памфлетах. Этим социаль
ным характером дантонистов объясняется тот факт, что они в своих требованиях относительно конституционного устройства шли дальше жирондистов, партии средней деловой буржуазии, но вместе с тем «политическое преобладание населе
ния, занятого физическим трудом, подчинение интеллигенции массам, проведение налоговой политики, соответствующей ин
тересам этих масс — все это по понятиям дантонистов не подходило к той «свободе», к которой они стремились, все это было «бесшабашной анархией». «Никакой другой слой не
был до такой степени слеп и глух к выдвигавшимся экономическйм вопросам, никакой другой слой, встречаясь с реальными потребностями жизни, не был в таком плену односторонней идеологии, как этот слой революционной академической интеллигенции» 1)·
Непонимание социальной борьбы было слабым местом дантоновского миросозерцания, и в этом отношении он бес
конечно уступает вождям мелко-буржуазных и рабочих низов. Парижа — и Робеспьеру, и Марату. В одной только речи Дантона «против марсельской буржуазии», произнесенной 31 августа 93 года (в варианте, ускользнувшем от внимания фран
цузского издателя речей) встречаем смутно формулированную мысль о классовой борьбе и социальной революции, раскры
тую уже в то время с значительной аналитической силой в
писаниях «Друга народа». Дантон здесь говорит о том, что«на долю санкюлотов не досталось от революции никаких выгод» и «ничего не остается, как начать против капиталистов и банкиров такую же точно революцию, какую мы проделали в союзе с ними против аристократии и церкви».
Зато тонким и трезвым пониманием политической и военно-дипломатической обстановки Дантон превосходил мно
1) Кунов, Борьба классов и партий, стр. 317, 322.