одна суховатая, бледная схема. Мало того, во многих случаях возможно установить умышленное искажение, сознатель
ные пропуски в изложении той или другой речи;, а то и прямое замалчивание того или другого выступления, продиктован
ное партийной враждой. Исследователь революционного
ораторства, известный историк Олар недаром отмечает, что Монитёр, обнимающий все время парламентской деятельности Дантона, «был жирондистским до 2 июня 1793 года и робеспьеристским до 9 термидора». Только незадолго до своего падения, чувствуя надвигающуюся опасность, Дантон впервые изменил обычному равнодушию, с каким он относился к судьбе своих речей в печати. На заседании 20 марта 1794 г., последнем, на котором он выступал в Конвенте, он жаловался
на то, что журналы (и именно Монитёр) «рахитизируют» его речи, преподносят публике одни «обрывки» его мнений, и тре
бовал создания «национальной газеты, которая явилась бы точным реестром наших мыслей, ибо за них мы также обязаны отчетом пред народом, как я за свои дела».
Знакомство с политическими ораторами революционной эпохи оставалось весьма недостаточным1 втечение всего прошлого века. Научные «критические» издания речей руководящих деятелей этого времени начали появляться сравнительно недавно. В 80-х годах тому же Олару еще приходи
лось высказывать пожелание, чтобы «по отношению к тексту речей наших великих политических ораторов были применены хотя бы отчасти те бесконечные предосторожности, с какими немецкие ученые взвешивают малейшее словечко какогонибудь греческого ритора»1). Такую задачу по отношению к Дантону решился выполнить один из учеников Олара А. Фрибур. Среди десятков воспроизведений дантоновских речей, какие имеются в ежедневной печати той поры, он стремится установить и выбрать «лучший текст», т. е. соеди
няющий в себе качества наибольшей полноты, логической Законченности, ясности и последовательности изложения и т. п. Этот лучший текст и помещается Фрибуром целиком в качестве основного (в большинстве случаев из «Монитёра», доставившего, несмотря ни на что, не меньше трети лучших текстов) в сборник речей Дантона:, изданных им в 1910 году2).
1) Au1агd, Etudes et lefons sur la Revolution Franfaise, V, p. 293.
2) Discours de Danton. Edition critique par Andre Fribourg. Pa
ris, 1910. Наряду с этим полным собранием речей Дантона, содержащим