«Она умела делать самые чудесные кружева и имела двух дочерей, которым она в состоянии была передать лишь свое искусство.
«Девочки из немецкой деревни, где поселилась эта женщина, восхищались работой своих подруг и завидовали их искусству. Матери послали их к этой женщине учиться кружевному делу, и через тридцать лет все женщины этой деревни плели кружева и учили этому мастерству своих детей. Сейчас в этой деревне изготовляются самые красивые брабантские кружева.
«Вот, по-моему, самый идеальный способ насаждать промышленность. Но где тот сильный человек, у которого хватило бы мужества так долго ждать результатов своих усилий?
«Не думайте, что я осуждаю эти скороспелые княжеские предприятия. Нет, я их вполне одобряю, потому что на их развалинах через многие годы создадутся новые здания, но частному лицу я не советую поступать подобным образом...
«Поразителен этот рост фабричного производства! Старые торговцы холстом говорят, что они могут распознать, в какой деревне какой кусок холста был сделан. Я знал одного торговца коноплей, который отправлял ежегодно несколько сот тысяч кусков выделанного из конопли материала и который узнавал, в какой семье какой кусок был выпряден с такой же легкостью, с какой мы различаем почерк различных людей. Какой-нибудь хранитель картинной галлереи, знающий произведения всех своих ста художников, — ничто в сравнении с этим торговцем. Каждая местность имеет свои особенности выработки, как она имеет свое особое пиво. Нужна поэтому долгая и трудная работа, чтоб создать фабрику.
«Нужно, чтоб воспитание детей, как физическое, так и духовное, было соответственным образом направлено; надо, чтобы все привычки, нравы, предрассудки, примеры, словом, все способствовало прогрессу нового режима. Сколько труда стоило Николини выдрессировать детей для пантомимы! Но его труды — ничто в сравнении со всей громадной
работой, которую приходится выполнить, чтоб развить в выделывающем швейные иглы ребенке необходимую для этого техническую ловкость... Какое сильное с самого
раннего возраста давление надо производить на ум прядильщика шерсти, чтоб укрытие ничтожнейшей ниточки ему стало казаться самым большим преступлением. Вспомним, как заблаговременно подготовляют ухо будущего виртуоза. Сколько лет трудится он, чтоб обработать свои пальцы, свои руки и весь свой чувственный аппарат! Как настойчивы его усилия!
Такие же предварительные огромные усилия нужны, чтоб создать виртуозов в каждой области. Влияние примера, постоянная привычка, моральное воспитание, — все это направленное к определенной цели, — вот что нужно для того, чтоб одна нация с радостью шла в море, другая — с песнями
спускалась в шахты. Путем воспитания надо отпять у народа, который должен приспособить себя к определенной форме труда, все чувства, кроме одного, нужного ему
для его специальности, чтоб тем самым сделать из него постоянного раба своей профессии. Нужно отнять у него ловкость, вкус и силу для всякой другой профессии, чтоб лишить его навсегда возможности сбросить с себя цепи своей специальности. Каким же образом можно от