История и постепенное развитие музейного дела в Москве, раскрывающие любопытные, а подчас и поистине увле
кательные страницы, находятся в теснейшей связи с частным
собирательством. Коллекции, составлявшиеся отдельными лицами, сберегая и концентрируя предметы музейного зна
чения, способствовали возбуждению общественного интереса к музейному строительству, а также нередко вливались в об
щественные хранилища и иногда становились даже основанием последних. Музейная история Москвы начинается именно с этих частных коллекций, которые долгое время являлись единственным пристанищем вещей ценных в художественном и научном отношениях.
Поскольку возможность собирательства появляется на известной ступени материального благосостояния и обусловливается культурностью общественной среды, нам, в разви
тии темы настоящего очерка, приходится в первую очередь столкнуться с представителями высших социальных слоев. В древней Москве это цари, немногочисленные бояре и вы
сшее духовенство. Говорить о более или менее сознательном собирательстве можно не ранее XVI в. С этого времени «казна» московских государей пополняется многочисленными редкими и диковинными предметами: цари выказывают чисто коллекционерские увлечения, стремясь делать приобретения на Западе и Востоке.
В ХУІІ в.: указанная черта обнаруживается еще резче. Из частных лиц мы знаем фаворита царевны Софии князя В. В. Голицына—увлеченного собирателя и приверженца западных новшеств, дом которого в Охотном Ряду был меблирован и обставлен на «еуропейский манер», такого же горя
чего западника А. О. Матвеева, боярина Б. М. Хитрово — «министра искусств XVII века» (заведывал Мастерской Оружейной Палатой) и др.
Перенесение столицы в Петербург, отразившееся на темпе всей вообще культурной жизни Белокаменной, не могло не сказаться и на собирательстве. Последнее вспыхивает ярким
светом уже во второй половице XVIII ст., когда Москва стано