«истинѣ достопамятное происшествіе, которое не изгладятъ «вѣка бытописаній.
«Въ сохраненіе вѣчной памяти и того безпримѣрнаго «усердія, вѣрности и любви къ вѣрѣ и отечеству, какими
«въ сіи трудныя времена превознесъ себя народъ Россій«скій и въ ознаменованіе благодарности нашей къ Промыслу
«Божію, спасшему Россію отъ грозившей ей гибели, возна«мѣрились Мы въ первопрестольномъ градѣ Нашемъ Москвѣ
«создать церковь во имя Спасителя Христа. Подробное о «чемъ постановленіе извѣщено будетъ въ свое время. Да «благословить Всевышній начинаніе Наше! Да совершится «оно. Да простоитъ сей храмъ многіе вѣка и да курится въ «немъ передъ святымъ престоломъ Божіимъ кадило благо«дарности до позднѣйшихъ родовъ вмѣстѣ съ любовію и «подражаніемъ къ дѣламъ ихъ предковъ.»
Не смотря на особую важность великихъ государственныхъ занятій того времени, Императоръ Александръ Павловичъ неутомимо заботился о выполненіи своего обѣта и желалъ,
чтобы предполагаемый къ построенію храмъ, отличаясь отъ обыкновенныхъ церквей своимъ благолѣпіемъ и величіемъ, въ тоже время заключалъ въ своей формѣ религіозную идею.
Изъ значительнаго числа представленныхъ проектовъ былъ Высочайше избранъ въ 1816 году составленный академикомъ живописи Карломъ Витбергомъ проекта, поражавшій величіемъ и колоссальностію. Витбергь, по профессіи талантливый живописецъ, по религіи протестанта, угадалъ идею Ца
ря, желавшаго создать отечественный памятникъ, достойный Русскаго народа, памятникъ, который своею колоссальностію
и величіемъ выражать бы силу и могущество Россіи и въ которомъ бы каждый камень въ отдѣльности и всѣ вмѣстѣ говорили о религіи Христа. Воодушевленный этими идеями, живописецъ Витбергъ, незнавшій прежде архитектуры, изу
чаетъ ее въ теченіе двухъ лѣтъ и облекаетъ идеи свои въ соотвѣтствующія формы. Планъ готовъ и представленъ Госу
дарю. Государь находить его вполнѣ соотвѣтствующимъ своимъ желаніямъ и одобряетъ его. «Вы угадали мои мысли, мое желание для этого храма, которое я тайно хранилъ въ себѣ, не пред