полагая, чтобы архитекторы удовлетворили меня,» сказалъ Государь Витбергу при разсмотрѣніи его плана и проекта.
Мѣстомъ для сооруженія храма избраны были Воробьевы горы (32 сажени высоты), съ которыхъ открывается одинъ изъ живописнѣйшихъ видовъ на Москву и ея окрестности. Горы эти находятся къ югу отъ Кремля, на правомъ берегу
рѣки-Москвы, между Смоленскою и Калужскою дорогами, которымъ суждено было играть не маловажную роль въ эпоху отечественной войны 1812 года: по Смоленской дорогѣ вступилъ, а по Калужской—вышелъ непріятель изъ Москвы. При избраніи Воробьевыхъ горъ, которыя Императоръ Александръ I называлъ часто «короною Москвы», принималось въ соображеніе, кромѣ красоты ихъ мѣстоположенія и тѣхъ историческихъ событій, о которыхъ сейчасъ мы упомянули, и несомнѣнная выгода ихъ въ экономическомъ отношеніи,
такъ какъ изобиліе въ этихъ горахъ кирпичной глины и рѣчнаго песку—матеріаловъ, столь необходимыхъ при построеніи, — давало казнѣ возможность сберечь нѣсколько тысячъ рублей.
Храмъ, по проекту Витберга, долженъ представлять собою человѣка. «Не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте и Духъ Божій живетъ въ висъ,» говорить Апостолъ Павелъ; и такъ какъ художникъ представлялъ человѣка состоящимъ изъ тѣла, души и духа, то, въ соотвѣтствіе этой тройственной основѣ, и самый храмъ долженъ быль выражать тѣло, душу и духъ человѣка. Съ этой же тройственной основой совпадаютъ и три главнѣйшіе момента въ жизни Спасителя, которому посвя
щается храмъ. Эти моменты — Рождество, Преображеніе и Воскресеніе Христа.
Первый, или нижній, храмъ изображалъ собою тѣло человѣка и посвящался Рождеству Христа, принявшаго на себя смертное тѣло.—На разстояніи 70 саженей отъ проектиро
ванной набережной Москвы рѣки начиналась лѣстница, въ 50 сажень ширины, которая вела черезъ пять уступовъ къ низшему храму, имѣющему форму параллеллограма. Эта фор
(*) Первое послание къ Коринѳянамъ Гл. III ст. 16.