наго истребленія всѣхъ дерзнувшихъ вступить въ Россію непріятельскихъ силъ, имѣетъ изъ сихъ отнятыхъ у нихъ
орудій воздвигнуть быть увѣнчанный лаврами столпъ. Да свидѣтельствуетъ сей памятникъ не постыдныя и хищныя дѣла презрѣнныхъ зажигателей, но славные и знаменитые под
виги храбраго народа и войскъ, умѣющихъ на поляхъ брани карать враговъ и наказывать злодѣевъ!»
Нижній храмъ посредствомъ внутреннихъ лѣстницъ соединялся съ среднимъ храмомъ — душевнымъ, или моральнымъ. Кругомъ средняго храма шелъ обходъ, или предхраміе, шири
ною до 5 сажень, прёдставлявшій также колоннаду и поддерживавшій главный куполъ храма, который имѣлъ 25 сажень въ діаметрѣ. Вокругъ этой колоннады помѣщались статуи главнѣйшихъ добродѣтелей; съ одной стороны—добродѣтели Ветхаго Завѣта, съ другой—Новаго Завѣта. Эти добродѣтели (вѣра, надежда, любовь, чистота, смиреніе и проч.) открывали путь въ истинный храмъ Христовъ.
Оредній храмъ имѣлъ форму равноконечнаго креста. Эта форма храма должна была соотвѣтствовать человѣку съ возде
тыми для молитвы руками или распятому на крестѣ. Хотя оба эти дѣйствія присущи нашему тѣлу, но не иначе какъ одушев
ленному волею и духомъ. Средній храмъ посвящался Преображенію Господа, такъ какъ это событіе болѣе всего напоминаетъ, насколько можетъ просвѣтиться наше тѣло волею
души.—Въ храмѣ Преображенія предполагался полусвѣтъ, въ знакъ того, что въ нашей душѣ-волѣ происходить постоян
ная борьба добра и зла. Алтарь же освѣщался бы чрезъ изображеніе на стеклахъ его оконъ Преображенія Господня. Барельефы средняго храма представляли различныя событія изъ жизни Спасителя, его дѣянія и дѣянія Апостоловъ, какъ бы въ назиданіе и примѣръ того, какова должна быть и наша жизнь, одушевленная духомъ. Наружность средняго храма украшена изобралсеніями пророковъ, свидѣтельствовавшихъ еще въ Ветхомъ Завѣтѣ о пришествіи Христа, но которые сами не могли быть въ Храмѣ Новомъ.


Верхній храмъ посвящался Воскресенію Христа и со


отвѣтствовалъ высшей основѣ человѣка—его духовной при