«же у васъ въ Кирилловѣ въ лѣтнюю пору не знати дня съ ночью), и «попытали стерлядей, а Иодкеларьникъ (казначей) былъ у себя въ кельѣ, «и его съ нужею привели, и почали ему говорпти о стерлядехъ, и онъ «отвѣчалъ: о томъ мнѣ приказу не Сыло; а нынѣ почъ: взять мегдѣ. Госу«даря боюся, а Нога бомтс. А нынѣ у васъ Шереметевъ сидитъ въ «кельѣ что Царь; а Хабаровъ къ нему приходитъ. да иные Чернцы, да «ѣдятъ и пьютъ, что въ міру; а Шереметевъ невѣсть съ свадьбы, не«вѣсть съ родинъ, разсылаетъ по ьельямъ постилы, коврижки и иные «пряны составные овощи; а за монастыремъ дворъ, а па немъ запасы «годовые всякіе... а иные глаголютъ, будто и вино горячее къ Шереме«теву приносили въ келью: ано по монастырямъ и Фряжскіе вины зазоръ. Али было нечѣмъ вамъ Шереметева кормити? Доселѣ многія страны Кирилловъ препитывалъ и въ гладныя времена, а нынѣ и самихъ васъ «въ хлѣбное время только бы не Шереметевъ прекормилъ, и вамъ бы «всѣмь было съ голоду перемереть: пригоже ли такъ Кирилову быти, «какъ Іоасафъ Митрополитъ у Троицы съ крылошаны пировалъ, или
какъ Михайло Сукинъ въ Никицкомъ, или Іоп-а Мотякинъ? И отцу Шереметева еще слово, что неволею отъ бѣды постригся; а Іону вѣдь Шереметева никто въ зашеекъ не билъ. Богъ свидѣтель, монастырскаго «для безчинія говорю; а что на Шереметевыхъ гнѣвъ, ино вѣдь есть его братія въ міру, и мнѣ есть надъ кѣмъ опала своя положити: а «падъ Чернцемъ что опалятися? А про Собакиныхъ мнѣ не прочто кру«чиниться. Варламовы племянники хотѣли было меня и съ дѣтьми чаро«дѣйствомъ извести, и Богъ меня укрылъ, и ихъ злодѣйство объявилося, «и про своихъ душегубцевъ мнѣ не прочто мстить. Одно было ми до«садно, что есте моего слова не подержали: Собакинъ пріѣхалъ съ моимъ «словомъ, и вы его не поберегли, да еще моимъ именемъ поносили, чему «судъ Божій происшелъ: ано было пригоже нашего для слова дурость «его прикрыти. А Шереметевъ о себѣ пріѣхалъ, и вы того чтите и бе«режете. Собакинъ моего для слова погибъ, а Шереметевъ о себѣ воскресъ. «Другой на васъ Сильвестръ наскочилъ... По тому ли вамъ добрѣ жаль «Шереметева, что братія его нынѣ непрестанно въ Крымъ посылаютъ, «да Весерменство на Христіаны наводятъ? А Хабаровъ велитъ мнѣ «себя переводити въ иной монастырь, и язъ не ходатай скверному его «житію. Иноческое житіе не игрушка: три дни въ Чернцахъ, а седьмой
«монастырь. Доколѣ былъ въ міру, ино образы окладывалъ, да книги «оболочалъ бархатомъ, да застежки и жуки (ушки) серебрены, да жити «затворяся, да келья ставити, да четки въ рукахъ; а нынѣ съ братіею «вмѣстѣ ѣсти лихо!.. Язъ видалъ, по четкамъ матерны лаютъ: что въ «тѣхъ четкахъ?.. О Хабаровѣ мпѣ нечего писати: какъ себѣ хочетъ, такъ «и дуруетъ. А что Шереметевъ сказываетъ, что его болѣзнь мнѣ вѣ«дома: ино вѣдь не всѣхъ лежней для разорити законы·... Се уже конецъ «моихъ словесъ; а впредь бо есте о Шереметевѣ и о иныхъ бездѣли«цахъ намъ не докучали. Сами вѣдаете, коли благочестіе непотребно, а
«нечестіе любо; а Шереметеву хотя золотые сосуды устройте и чинъ «Царской... Уставьте съ нимъ свое преданіе, а Чудотворцево отложите. «А что къ вамъСобакины отъ моего лица злокозненную грамоту прислали, «и вы бы съ нынѣшнимъ моимъ писаніемъ сложили и по главизнамъ разу«мѣли и безлѣпицамъ не вѣрили... Бога же мира и Пречистые милость и «Чудотворца молитва буди съ вами и нами; а мы вамъ, господине мой и
«отцы, челомъ бьемъ до лица земного». Козма былъ Игуменомъ Кирилловскимъ отъ 1573 до 1582 года (см. Исторію P. Іерархіи IΥ, 420); а какъ Іоаннъ въ семъ письмѣ упоминаетъ о своемъ Ливонскомъ походѣ (см. тамъ же, стр. 473), то вѣроятно, что оно писано въ 1578 году.