«строитися, и нещадно даяше отъ своихъ Царскихъ сокровищъ дѣлате«лемъ, Николы Чудотворца Гостунскаго Діакону Ивану Ѳедорову, да «Петру Тимоѳееву Мстиславцу, на составленіе печатному дѣлу и къ ихъ «упокоенію, дондеже и на совершеніе дѣло ихъ изыде. И первѣе начата «печатати сіи Св. книги Дѣянія Апостольска и ІІосланія Собориа и Св.
«Апостола Павла ІІосланія, въ лѣто 7071 Априля въ 19... совершени же «быша въ лѣто 7072 Марта въ 30 день, при Архіеп. Аѳанасіи, Митро«политѣ всея Русіи, въ первое лѣто Святительства его.
Вѣроятно, что Печатный дворъ въ Іоанново время стоялъ тамъ же, г-дѣ и нынѣ: т. е. на Никольской улицѣ. Въ надписи воротъ его, уже сломанныхъ, было сказано: «Божіею милостію и повелѣніемъ... В. Г. «Царя и В. К. Михаила Ѳеодоровича... сдѣлана бысть сія полата и во«рота на дворѣ кпигъ печатнаго тисненія въ лѣто 7158 (1650) ІюпявъЗО». Слѣдственно Печатный Дворъ уже существовалъ прежде на семъ мѣстѣ.
(90) Иванъ Ѳедоровъ, оставивъ Россію, былъ милостиво принятъ Королеръ Сигизмундомъ, жилъ у Пана Ходкѣвича, завелъ послѣ типографію во Львовѣ, напечаталъ тамъ въ 1573 году Апостолъ, и въ его
прибавленіи говоритъ: «Друкарія сія съставися въ царств, градѣ Москвѣ «въ лѣто 7071... Начахъ повѣдати вамъ презѣльнаго ради озлобленія, «часто случающагося намъ не отъ самаго Государя, но отъ многихъ «начальникъ и учитель, которые на насъ зависти ради многія ереси «умышляли... Сія убо насъ отъ рода нашего изгнаша», и проч. Ходкѣвичь далъ ему деревню во владѣніе; но Энтузіастъ-Типографіцикъ пылалъ страстію къ своему дѣлу, и пишетъ далѣе: «убояхся истязанія Вла«дыки, Христа моего, въпіюща къ мнѣ: рабе лѣнивый! почто не еда
«сребра моею торжникомъ?... Множицею слезами постелю мою омочахъ... «дабы не скрылъ въ земли таланта... И сего ради понудихся ити оттуду». Переѣхавъ изо Львова въ Острогъ къ К. Константину, Ив. Ѳед. напе
чаталъ Новый Завѣтъ и Псалтирь въ 1580 г., а въ 1581 всю Виблію, извѣстную подъ именемъ Острожской.
(91) Поссевинъ или Поссевини (въ своей книгѣ Moscovia) сказываетъ, что типографія въ 1582 году была уже въ Александровской Слободѣ. Флетчеръ пишетъ, что печатный станъ и буквы были привезены въ Москву изъ Польши; что типографія Московская сгорела ночью, зажженная, какъ думали, суевѣрами (Common Wealth, л. 85 на об.).
Объ Евангеліи, напечатанномъ послѣ Апостола въ Москвѣ, говоритъ Архіеп. Евгеній въ своемъ ОпытЬ Словаря Рос. Писателей, въ статьѣ Іоаннъ Ѳедорооъ.
(92) Читая предисловіе К. Острожскаго, всякой подумаетъ, что онъ съ своими филологами исправилъ нашу Библію и въ смысдѣ и въ слогѣ: къ счастію, перемѣны ихъ состояли болѣе въ буквахъ, нежели въ словахъ или въ смыслѣ.
(93) Въ Александро-Невск. Лѣт. 943: «Анр. въ 4 (г. 1563) Царь и «В. К. по совѣту... Макарія Митрополита и всего освящен. Собора учи«нилъ въ Полоцку у Софеи Архіепископью, и поставленъ Архіеп. Трифонъ... былъ Архимандритъ на Симоновѣ».
(94) Въ Продолж. Царств. Кн. л. 525: «Грамота утверженная о «бѣломъ клобукъ Митрополичѣ. Влагочестія ради и благодатію человѣко«любіа единосущныя Троицы... нріяхомъ скипетры Россійскаго Царства
«мы Вел. Государь Царь и В. К. всея Русіи въ обдержаніе и еъ «осмотрѣніе всѣхъ благыхъ... и понеже убо случися въ наши лѣта сице^, «воеже Первопрестольнику Св. Митрополіи, Макарію, общедательный «долгъ всѣхъ общему Владыцѣ Царю Христу отдавшу и отъ земли не «на кончаемый вѣкъ нрешедшу... и престолу великаго свѣтилника и