жито, и кто пожиналъ?—Не памятую, отвѣчалъ старикъ: такого жита я не сѣвалъ и не знаю; можетъ, отецъ мой помнитъ. Послали за отцомъ, привели къ царю объ одномъ костылѣ. Спросили о зернѣ; онъ тожъ говоритъ: „я не сѣвалъ
и не пожиналъ; а есть у меня батюшка, у котораго видѣлъ такое зерно въ житницѣ“. Послали за третьимъ старикомъ; будетъ ему отъ роду сто семьдесятъ годовъ, а пришелъ къ царю легко, безъ костыля, безъ вожатыхъ. Началъ его царь спрашивать: „кѣмъ это жито сѣяно?“—Я его сѣялъ, я и пожиналъ,—сказалъ въ отвѣтъ старецъ, и теперь у меня есть въ житницѣ; держу для памяти! Когда былъ я молодъ—
жито было большое да крупное, а послѣ стало родиться все мельче да мельче.—Спросилъ еще царь: „скажи мнѣ, старикъ! отчего ты ходишь легче и сына, и внука?“ „Оттого,— ска
залъ старецъ, что жилъ по Божьему: своимъ владалъ, чужимъ не корыствовался“.(Записано въ Архангельской губерніи).
c) Ивановскій свѣтящійся жукъ керсница (Kersnica) пользуется у словенцевъ особенною любовью за то, что леталъ по дому родителей Іоанна Предтечи и освѣщалъ колыбель святого младенца 1).
d) Когда архангелъ Гавріилъ возвѣстилъ Пресвятой Дѣвѣ, что отъ нея родится божественный Искупитель,—ома ска
зала, что готова повѣрить истинѣ его словъ, если рыба, однасторона которой была уже съѣдена, снова оживетъ. И въ ту же минуту рыба ожила и была пущена въ воду: это однобокая камбала. Такое сказаніе живетъ между русскими по
селянами -); между тѣмъ народы литовскій и самогитскій увѣряютъ, будто камбала потому съ однимъ глазомъ и наружностью своею походитъ на отрѣзанную половину рыбы, что царица Балтійскаго моря Юрата отгрызла у ней одну сторону, а другую пустила въ воду 3): знакъ что древне
языческое преданіе получило у насъ подъ вліяніемъ христіанства и другой смыслъ и другую обстановку.
1) Русск. Бесѣда 1857, кн. 3. стр. 117.
2) Записано въ Херсонской губерніи г. 13. Негрескуломъ.
Сынъ Отечества 1839 г., № 10, стр. 144—145.