къ міру животныхъ, любила надѣлять ихъ умомъ и волею, и касаясь событій, описанныхъ въ Ветхомъ и Новомъ завѣтахъ, свободно допускала ихъ въ свои легендарныя сказанія.
Приводимъ изъ этихъ любопытныхъ сказаній тѣ, которыя намъ извѣстны:
a) Собака первоначально была создана голою; но чортъ, желая ее соблазнить, далъ ей шубу, т. е. шерсть. Мышь прогрызаетъ Ноевъ ковчегъ; ужъ затыкаетъ эту дыру своею головою. (Смотри легенду о Ноѣ праведномъ).
b) Въ старину незапамятную рожь была не такая, какъ теперь: снизу солома, а на макушкѣ колосокъ; тогда отъ корня до самаго верху все былъ колосъ. Разъ показалось бабамъ тяжело жать, и давай онѣ бранить Божій хлѣбъ. Одна говоритъ: „чтобъ ты пропала, окаянная рожъ!“ Другая: „чтобъ тебѣ ни всходу, ни умолоту!“ Третья: „чтобъ тебя, проклятую, сдернуло снизу до верху!“ Господь, разгнѣванный ихъ неразумнымъ ропотомъ, забралъ колосья и началъ истреблять одинъ за другимъ. Бабы стоятъ да смотрятъ Когда осталось Богу выдернуть послѣдній колосъ—сухощавый


и щедушный, тогда собаки стали молить, чтобы Господь оставилъ на ихъ долю сколько-нибудь колоса. Милосердный Господь сжалился надъ ними и оставилъ имъ колосъ, какой теперь видимъ J).—Другое преданіе говоритъ, что самое зерно было необыкновенной величины:


Былъ-жилъ какой-то царь, ѣздилъ-гулялъ по полямъ съ князьями и боярами, нашелъ житное зерно величиной съ воробьиное яйцо. Удивился царь, собралъ князей и бояръ,
сталъ спрашивать: давно ли это жито сѣяно? Никто не вѣдалъ, не зналъ. И придумали взыскать такого человѣка изъ старыхъ людей, который могъ бы про то сказать. Искалиискали и нашли старика—едва ходитъ о двухъ костыляхъ привели его къ царю и стали спрашивать: кѣмъ сѣяно это
1) Терещенко: Быть русск. народа, ч. V, стр. 48. Подобное же сказаніе есть у нѣмцевъ: см. Kinder-und Hausmär
chen, ч. 2, № 194 („Die Kornähre“) Г. Терещенко сообщаетъ еще два преданія о пчелѣ (ч. V, стр. 46—47).