который поражали своимъ возвышенкымъ характеромъ и святостью жизни, наконецъ—• мѣстныя преданія о. чудесахъ святыхъ.
Исторія народной легенды стоитъ въ тѣсной и необходимой связи съ легендой лите


ратурной. Классическимъ временемъ образо


ванія легендъ были средніе вѣка, когда христіанство распространилось и утвердилось во всей Европѣ. Личности и событія священнаго писанія „заняли мѣсто языческой миѳоло. гіи, хотя наивная безсознательность тогдашнихъ людей нерѣдко мѣшала языческое съ христіанскимъ и даже повторяла ту же язы
ческую старину подъ новыми формами“ 1). Паломники, въ томъ числѣ и русскіе, были первыми распространителями легендарныхъ сказаній. Пришедшія разными путями, сказанія эти обжились въ новой средѣ, преврати
лись въ произведенія національныя. По готовымъ образцамъ фантазія народа продолжала работать, появлялись самостоятельныя компо
зиции, источниковъ которыхъ прослѣдить не представляется возможности. Къ книжнымъ переживаніямъ присоединялись преданія, жившія въ народѣ, въ видѣ пѣсенъ и сказокъ. Смѣшеніе русскаго обряда и быта съ христіанскими представленіями можно найти въ собраніи Аѳанасьева. Легенда сохранялась или
1) Статья Пыпина, стр. 74,