Аѳанасьева было собраніе легендъ, къ сожалѣнію потомь, по цензурнымъ причинамъ, не повторенное и ставшее библіографическою рѣдкостью“.
Кое-что изъ народныхъ легендъ, въ другихъ варіантахъ и въ записяхъ, сдѣланныхъ въ Архангельской и Олонецкой г., было по
вторено въ Сѣверныхъ сказкахъ, изданныхъ въ 1909 году H. Е. Ончуковымъ. Однако и до сихъ поръ легендарнаго матеріала собра
но, къ сожалѣнію, весьма немного. И до сихъ поръ имѣютъ значеніе заключительныя сло
ва Пыпина въ его рецензіи на книгу Аѳанасьева: „Для полнаго разбора легендарнаго міра, кромѣ новыхъ народныхъ легендъ, нуж
на ’ еще разработка рукописнаго матеріала,
въ которомъ остается еще богатое разнообразіе преданій, особенно расходившихся у насъ въ послѣдніе два вѣка старой Россіи.
Именно отъ шестнадцатаго и семнадцатаго вѣка осталось намъ довольно много чисто легендарныхъ произведеній, которыя съ успѣхомъ могли бы замѣнить недостатокъ другихъ литературныхъ памятниковъ, какъ ука
затель того, что и какъ думалъ народъ въ то время. Необходимо замѣтить также и тѣ ли
тературныя вещи, которыя остались въ ходу у раскольниковъ; они издавна дорожатъ ста
риной и въ самомъ дѣлѣ сберегли ее иногда лучше нашихъ библіотекъ и древнехранилищъ“. С. Шамбинаго.