ЗаѣзжаюТъ къ нему сосѣди—тѣ самые, что давали ему денегъ да послѣ на него въ судѣ просили. «Ба!ты какъ здѣсь?»—«Это мой домъ, недавно ку
пилъ».—«Важной домъ! видно, у тебя деньга водится. Что жъ ты долгу не платишь?» Хозяинъ кланяется и говорить: «Слава Богу! мнѣ Господь далъ, я кладъ нашелъ, и готовъ заплатить вамъ втрое».—«Хорошо, братъ! Давай же теперь новоселье праздновать».—«Милости просимъ!» Вотъ по
гуляли, попраздновали; а при домѣ садъ куда хорошъ! «Можно садъ посмотрѣть?»—«Извольте, честные господа! я и самъ съ вами пойду». Ходйлиходили по саду, и нашли въ дальнемъ углу малёнку золы. Хозяинъ какъ увидалъ, такъ и ахнулъ: «Честные господа! вѣдь это та самая малёнка, которую моя жена продала».—«А ну-тка, нѣтъ ли въ золѣ денегъ?» Вытрях
нули, а онѣ тутъ и есть. Тогда сосѣди повѣрили, что мужикъ имъ правду сказывалъ. «Станемъ, говорятъ, деревья осматривать; вѣдь шапку-то воронъ унёсъ—вѣрно, въ ней гнѣздо свилъ». Ходили-ходили, увидали гнѣздо, стащили баграми—какъ есть та самая шапка! Выбросили гнѣздо и нашли деньги. Заплатилъ имъ хозяинъ долгъ свой и сталъ жить богато и счастливо.
(Записала въ Пермской губ., г. Александромъ Сергачевымъ).
Примѣчаніе. Сказка—заимствованная изъ Тысячи и одной ночи (см. т. XI, стр. 51—128: «Исторія о Али-бабѣ и сорока разбойникахъ, умерщвленныхъ одною невольницею» и примѣчаніе къ № 202; см. также Шидди- Куръ, глава XIV—въ Этногр. сборн., VI); варіанты—у Худ., III, № 100, въ изданіи Чудинскаго, № 4, и въ сборн. Рудченко, II, 33. Сказка эта из
вѣстна и у другихъ славянъ (Podania i legendy polskie, ruskie, litewskieT zebral L. Siemienski, стр. 104—7: «Pieczary w Czarnej gorze»; Narodne pripov. Валявца, стр. 204—6) и у нѣмцевъ (сборн. братьевъ Гриммовъ, II, № 142). Было, говорить нѣмецкая сказка, два брата: богатой и бѣдной.
Случилось бѣдному итти лѣсомъ мимо большой горы; смотритъ—къ ней подошли двѣнадцать великановъ и промолвили: «Гора Семей, гора Семей,
отворись!» И она тотчасъ же раздѣлилась надвое; великаны вступили въ отверстіе, и немного погодя вышли изъ горы, каждый неся на своей спинѣ по тяжелому мѣшку. «Гора Семей, гора Семей, затворись!» закричали они, и гора затворилась. Бѣдной братъ дождался ихъ ухода, проговорилъ тѣ
же слова и вошелъ въ просторную пещеру, которая вся была наполнена серебромъ, золотомъ и драгоцѣнными камнями; набралъ себѣ всякаго добра и разбогатѣлъ. Богатый братъ ему позавидовалъ, разузналъ—какъ было дѣло, и отправился въ ту же пещеру. Набравши огромной запасъ сокровищъ, онъ хотѣлъ было утити, да позабылъ названіе горы и сталъ приказывать: «Гора Симели, гора Симели, затворись!» а горане слушается. Къ вечеру пришли великаны и отрубили ему голову. Въ позднѣйшихъ подновленныхъ передѣлкахъ сказаній роль великановъ играютъ разбойпики.