Вь каменной, Ваня 5), государевой Москвѣ, Въ земляной тюрмѣ, за рѣшетками,




о За желѣзными дверями, за висячими замками 6).




За утра Ваню къ наказаньицу ведутъ.




Къ наказаньицу ведутъ. ко ременному кнуту, Къ столбу крашеному, дубовому:




По праву руку отецъ съ матерью идутъ 7); 10. По леву руку молода жена съ дѣтьми,




Молода жена съ дѣтьми малыми 8);




Позади его православный весь пародъ.




Какъ и сталь Ваня говорить женѣ:




«Ты сними съ меня шелковой поясъ,




1о. «Съ позолочеными на немъ ключиками !І), «Отопри, жена, окованъ сундукъ.




«Ужь ты вынь оттоль золотой казны, «Ты дари, жена, молодаго палача,




«Чтобы молодой палачь меня легче наказыввлъ 10)!»




(Ср. сборникъ г. Баренцева, 1862, гдѣ эта пѣспя отнесена къ яразбойннчьвмъ“).




Золотая казна, въ разныхъ драгоцѣнныхъ вещахъ, играющая такую роль, если не для самой дочери Бориса Петровича и не въ ея запискахъ, то




въ пѣсни объ ней. играла столь же важную роль и въ самой окружавшей дѣйствительности. Она прельстила брата, не совсѣмъ великодушнаго, папротивъ очевидно слишкомъ скупаго относительно удалявшейся въ ссылку сестры; она изумила сочинительницу записокъ и вырвала у ней строки о семьѣ Долгорукихъ: „вижу, что свекровь и золовки (при отъѣздѣ) съ со




бой очень много берутъ изъ брилліантовъ, изъ галантереи, все по карманамъ прячутъ,—мнѣ до того и нужды не было;“ она же, по дорогѣ, ха


5) Собственное имя князя, драгоценная черта, искупающая остальную порчу пѣсни: „Ваня и Ванюшка,“ не Иваш. и не Иванъ Алексѣевичь, совершенно отвѣчаетъ и нѣжнымъ отношеніямъ супруговъ, и молодости кня
зя, и любезному его для народа образу. —г) Д. б. „За желѣзными дверьми, за висячими замки. ) Ср. выше эту историческую черту.—8) Такъ шагъ за шагомъ, условлнвая порчу, разыгрывается воображеніе, все раскрашивая обстановку сцены, по кажущейся необходимости. —9) Вмѣсто перстня уже поясъ и, если не золотой, хоть съ позолочеными ключами. —10) Еще шагъ порчи и уже тривіальный разсчетъ: однако опять и память о суровости казни.